АКМЕИЗМ
Акмеизм – связан с литературным объединением поэтов,
близких к символизму. В него входили Гумилев, С.Городецкий, Г.Адамович, Г.
Первым манифестом акмеизма является статья М.Кузмина «О прекрасной ясности». Задачей литературы провозглашалась «прекрасная ясность», или «кларизм». Кузьмин исходил из мысли о примирении искусства с реальным миром.
В
Акмеизм тяготел к воссозданию предметности. Его привлекал «дух мелочей прелестных». Мир переживаний образно воплотился в вещи. Морская раковина (у Мандельштама) становилась метафорой душевной опустошенности. Фарфоровый колокольчик у Гумилева прочитывался как метафора тоскующего сердца.
Нередко мир выглядел словно игрушечный. Он вызывал впечатление искусственности. Эстетизация мелочей заслоняла мир больших чувств и реалий жизни.
Особенности слова. Для акмеистов важен «сознательный смысл слова, Логос» (Мандельштам). У символистов же смысл отдельного слова подчинен его музыкальному звучанию.
Сергей Митрофанович Городецкий (1884-1967) был первоначально близок символистам. Его первый сборники «Ярь» и «Перун» (1907). Источником для них послужили труды А.И.Афанасьева. Городецкий опирался на фольклор, народно-поэтическую традицию. Стихи Городецкого созвучны язычеству Древней Руси, живописи Рериха, музыке Стравинского. Он приблизил древность к современности. Сборник «Цветущий посох»(1914) обозначил поворот к акмеизму.