Леонид Максимович Леонов
(1899-1994)
ПЛАН
1. Биографические сведения.
2. Черты прозы Л.Леонова.
3. Художественный мир раннего Л. Леонова. (На пути к большой литературной форме).
4. Роман «Барсуки»: судьбы героев – судьба России.
5. Философский роман-трагедия «Вор».
6. Парадоксы романных конфликтов 1930-х годов («Соть», «Скутаревский», «Дорога на Океан»).
7. Мысль и слово Л. Леонова в романе «Русский лес».
8. Фантасмагорический роман «Пирамида».
Литература
1. Алешкин П. Мой Леонид Леонов [О подготовке к изданию романа «Пирамида»] // Наш современник.– 1995.– N 6.
2. Бахтин М. Эстетика словесного творчества.– М., 1979.
3. Белая Г. Ранний Леонов (Эволюция метода) // Вопросы литературы.– 1970.– N 7.
4. Белая Г. Диалог–спор // Вопросы литературы.– 1973.– N 11.
5. Верность человеческому. Нравственно–эстетическая и философская позиция Л.Леонова.– М., 1992.
6. Грознова Н.А. Творчество Леонида Леонова и традиции русской классической литературы.– Л., 1982.
7. Егорова Л. Легенда и жизнь («Туатамур», «Уход Хама», «Халиль») // Большой мир: статьи о творчестве Леонида Леонова.– М., 1972.
7а. Егорова Л.П. Новые аспекты вечной темы (Л.Леонов и Ч.Айтматов о судьбах земной цивилизации) // Вечные темы и образы в советской литературе.– Грозный, 1989.
8. Кондюрина Э. Проблема культуры в раннем творчестве Л.Леонова // Литература.– Вильнюс. XXII.– 1980.
9. Леонид Леонов. Творческая индивидуальность и литературный процесс.– Л., 1987.
10. Леонид Леонов – Мастер художественного слова. Межвузовский сборник научных трудов.– М., 1981.
11. Леонов Л. «Человеческое, только человеческое...» Беседу вел А.Лысов // Вопросы литературы.– 1989.– N 1.
12. Лобанов М. Бремя «Пирамиды»// Молодая гвардия.– 1994.– N 9.
13. Лысов А.Г. Апокриф ХХ века. Миф о «размолвке начал» в концепции творчества Л.Леонова (Из бесед с писателем) // Русская литература.– 1989.– N 4.
14. Лысов А. О библейской культуре в творчестве Л.Леонова // Литература. XXII.– Вильнюс, 1980.
15. Лысов А. О культурно–историческом прототипе в творчестве Леонида Леонова // Литература. XXV.– Вильнюс, 1983.
16. Мировое значение творчества Леонида Леонова.– Л., 1981.
16а. Минакова А.М. Философский роман Л.М.Леонова: Культурологический аспект // Художественный текст и историко–культурный контекст. Сборник в честь 65–летия проф. А.М.Минаковой.– М., 1997.
17. Михайлов О. Мироздание по Леониду Леонову: Личность и творчество.– М., 1987.
18. Овчаренко О. «Ума и рук не хватает обнять Россию...» Роман Леонида Леонова «Пирамида» и русская идея» // Москва.– 1994.– N 9.
19. Овчаренко О. Роман Леонида Леонова «Пирамида» и мировая литература // Наш современник.– 1994.– N 7.
20. Перхин В. «Я хотел сказать о праве на родину». У истоков романа Леонида Леонова «Пирамида» // Москва.– 1994.N 9.
21. Писарева О.А. Роль сюжета в осмыслении философских мотивов бытия и небытия в романе Л.Леонова «Дорога на Океан» // Вечные темы и образы в советской литературе.– Грозный, 1989.
22. Платошкина Г.И. Легенды и притчи в произведениях Леонида Леонова // Русская литература.– 1981.– N 2.
23. Семинар по роману Л.М.Леонова «Пирамида» в Пушкинском Доме // Русская литература.– 1996.– N 4.
24. Сердюченко В. Могикане [О «Пирамиде»] // Новый мир.– 1996.– N 3.
25. Скороспелова Е. Русская советская проза 20–30–х г.г.: Судьбы романа.– М. 1985.
26. Стрелкова И. Читая «Пирамиду» // Литературная Россия.– 1995.– 13 янв.
27. Хрулев В.И. Мысль и слово Леонида Леонова. – Уфа, 1989.
28. Хазан В.И. «Уход Хама» Л.Леонова: секуляризация библейского мифа // Филологические науки.– 1990.– N 1.
29. Харчевников А.В. Роман Л.Леонова «Дорога на Океан». Алексей Курилов и концепция человека будущего // Русская литература.– 1985.– N 1.
30. Харчевников А.В. Поиски нравственно–эстетических идеалов в романе Л.Леонова «Дорога на Океан» (Концепция человека) // Нравственно–эстетические проблемы художественной литературы. – Элиста, 1983.
31. Чалмаев В. «Гнездо наше – Родина...» Леонид Леонов // Русская литература ХХ в.: ч. 2.– М., 1991.
32. Шуртаков С. Подводя итоги. О «Пирамиде» Леонида Леонова // Наш современник.– 1997.– N 2.
Леонов Леонид Максимович (1899-1994), прозаик, драматург. Родился 19 мая в Москве в семье поэта крестьянского направления, известного в свое время. Детские годы будущего писателя прошли в московском Зарядье, где он учился в городском училище, а затем поступил в городскую гимназию. В эти годы в архангельской газете «Северное утро», редактором которой был его отец, появились первые стихи, театральные рецензии и очерки Леонида Леонова. В годы гражданской войны вступает в Красную Армию, участвует в боях на Южном фронте, работает в военной печати.
В 1921 вернулся в Москву, публиковал свои стихи и фельетоны в газете «Красный воин». Тогда же вышли и первые рассказы, положившие начало его литературной биографии: «Бурыга», «Туатамур», «Петушихинский пролом», «Конец мелкого человека».
В 1924 выходит роман «Барсуки», получивший высокую оценку Горького и Луначарского; в 1927 – роман «Вор». Большую роль в становлении Леонова как художника сыграл М.Горький, одобривший также и роман «Соть» (1929). В 1930-е увидели свет романы Леонова «Скутаревский», «Дорога на океан», пьесы «Половчанские сады», «Волк» и др. В годы Отечественной войны были написаны пьесы «Нашествие», и «Ленушка», имевшие большой успех. Леонов выступал и как публицист (статьи и литературные выступления, позже вошедшие в сборник «В наши годы», 1949).
Самым значительным произведением Л.Леонова является роман «Русский лес», вышедший в 1953 и ставший большим событием в литературе.
Послевоенное творчество писателя разнообразно по проблемам и жанрам: пьеса «Золотая карета», киноповесть «Бегство мистера Мак-Кинли», повесть «Evgenia lvanovna», публицистические произведения, направленные на защиту мира и сохранение природы.
В 1980-е годы были опубликованы фрагменты из романа «Пирамида», над которым писатель работал в последние годы, так и не закончив его. В этом романе эволюция природы и эволюция человеческого сознания рассматриваются писателем как единый процесс. Л.Леонов умер в возрасте 95 лет в Москве.
В нашей лекции мы попытаемся осмыслить природу творческой индивидуальности Л. Леонова с позиций новейшего времени, раскрыть историко-литературную значимость романов, своеобразие художественных принципов.
Литературная критика на различных временных этапах ХХ века неоднозначно воспринимала романы Л. Леонова. Во втором и третьем десятилетиях в подавляющей части рецензий и статей преобладали негативные оценки творчества писателя, как правило, отрицавшие эстетическую и историко-литературную ценность его произведений (например, рапповская и переверзевская критика, публикации Г. Колесниковой, Н. Нусинова, Н. Сретенского, В. Перцова и др.). В пятидесятые годы появились монографические исследования В. Ковалева (Романы Леонида Леонова. – М.-Л., 1954), М. Лобанова (Роман Л. Леонова «Русский лес». – М., 1958), в которых были предприняты попытки более объективно оценить литературные достижения писателя. В силу общественно-исторических условий той поры критики рассматривали леоновскую прозу с классовых позиций и с точки зрения канонов соцреализма. В последующие десятилетия все чаще объективный анализ творчества романиста доминировал над субъективной одноплановостью критических выводов и обобщений.
Л. Леонов – автор философских романов, тяготеющих к условности; их сюжеты подчинены развитию ведущей мысли, в основании которой лежат мифологизм, символика, широкие отступления, исторические реминисценции. Художественно осмысливая бытие, романист утверждал гармоничное единство человека и природы, человека и земли, человека и космоса, фиксировал свое внимание на симптомах кризиса традиционного гуманистического сознания. Человек, по Л. Леонову, – существо общественное, жизнь и сознание которого должны одухотворяться высшими идеями и нравственным смыслом, в противном случае на пути поступательного движения человечества неизбежны препятствия и роковые преграды.
Л. Леонов – писатель-философ. Основа его художественного мышления – синтез литературной образности, элементов православного мировосприятия, а также мифологических мотивов и символики.
Важнейшая составляющая мышления Л. Леонова – художественное мифотворчество. Прозаик часто обращался к Библии, Ветхому Завету и Талмуду, находя в них ответы на злободневные вопросы современности. Отзываясь о значимости письменных памятников древней культуры, он сказал, в частности, по поводу Библии: «Традиционно рассматривают Библию как книгу для богослужения. А это гениальный эпос древнееврейского народа. Как «Махабхарата» и «Рамаяна». Там бездна поэзии и грандиозной фантазии».
Каждый из романов Л. Леонова значителен по-своему и выделяется из прозы ХХ столетия жанрово-видовой неповторимостью, содержательной и структурной оригинальностью, стилевым своеобразием. Но при видимых различиях они имеют типологически сходные качества, «сквозные линии», образуя единую художественно-философскую систему.
Новизна отражения вечных тем искусства в романном творчестве писателя проявилась в выборе Л. Леоновым фабулы и сюжетов о жизни народа и его истории, герое-идеологе и герое-антагонисте, в постановке и решении тревожных проблем эпохи, в бескомпромиссных попытках оценить их объективно, с надклассовых и общечеловеческих позиций. Вся леоновская проза – это размышление о том, что произошло с сознанием людей, когда рухнула система классического гуманизма, когда человек перестал быть центром вселенной и мерой всех вещей.
В русской литературе ХХ века Леонов явился продолжателем традиций Ф.М. Достоевского и его полифонического романа.
Л. Леонов не искал «трагическое в мелочах», он воссоздавал неразрешимый идейно-нравственный конфликт, развертывающийся на фоне поступков героев и сопровождающийся страданиями персонажей, на социально-классовом и онтологическом уровнях. Далеко не случайно ведущим экзистенциальным мотивом его прозы стала тема смерти. Писатель, оценивая реалии ХХ века, развитие цивилизации и противоречивую историю России, спрогнозировал в книгах эволюционный кризис разума. (Отметим, что тревожные интонации слышны во всех леоновских романах: заметно приглушенные в прозе 20-х годов – «Барсуки», «Вор»; открыто трагические в 30-е – 50-е годы – «Дорога на Океан», «Русский лес»; наконец, эсхатологические в 90-е годы). Вне сомнения, Л. Леонов на склоне лет в результате трансформации общественно-политических и философских воззрений, взглядов на мироздание отчасти потерял веру в лучшее будущее, а пройденный путь человечества осознал как эпоху трагических ошибок и катастрофических заблуждений. Не случайно, во вступлении к «Пирамиде» он писал: «Событийная, все нарастающая жуть уходящего века позволяет истолковать его как вступление к возрастному эпилогу человечества: стареют и звезды».
Осмысливая судьбы человека и человечества на очередном кризисном историческом рубеже, автор назвал множество причин надвигавшейся катастрофы. Самоубийственное начало, заложенное в природе человека, выступило в романах Л. Леонова как источник всеобщего разложения человека и его души, общества и природы, Земли и Космоса; как движущая сила катастрофичности бытия. Эту мысль художник неоднократно высказывал во время бесед и интервью с учеными и литературоведами, в публицистических статьях и письмах. «Последние годы триумфальное шествие человечества, – писал он, – к своим финальным звездам трагически ускоряется вследствие несметного людского множества, роковых открытий передовой науки и возраста, конечно: как бы торопимся домой!».
В романах Л. Леонова достаточно полно проявились такие качества художественного мышления писателя, как полифонизм, философско-концептуальное видение человека и мира в традициях Серебряного века, интеллектуальная содержательность произведений, наличие в них богатого историко-культурного материала, различных форм условности – аллегорий, художественных символов и знаков; острое противоборство героев-антиподов, отстаивающих на фоне социальных парадоксов свои жизненные позиции, нравственные и духовные ориентиры.
Основные черты прозы Л. Леонова следующие:
1. Проза Л. Леонова – своеобразный художественно-философский документ ушедшего века, в ней определены новые историко-идеологические и литературно-художественные парадигмы постижения реальности.
2. Для романов Л. Леонова характерны углубленный историзм и философская обобщенность. Романист сосредотачивал внимание на раскрытии качеств русского национального характера, стремился разобраться в том, какие свойства человека стали причиной катастрофического поворота в российской истории.
3. Л. Леонов «реформировал» традиционный роман, создал качественно новую жанровую модификацию, особую структурную разновидность с необычайно широкой проблематикой – социально-психологической, историко-культурной, философской и религиозной, в основе которой лежат исповедальность, присущая христианскому мироощущению, образное мышление и мифология.
4. В основе художественного мышления Л. Леонова – символико-реалистическое отражение человека и окружающего мира в трех взаимосвязанных ипостасях: эмпирической, трансцендентной и социально-психологической.
5. Отличительными качествами всех романов Л. Леонова являются полемический характер главной идеи и диалогический тип повествования, порождающие в текстах столкновение противоречивых мнений, парадоксальных точек зрения.
Периодом становления творческой индивидуальности начинающего писателя стали 20-е годы. У истоков литературного пути художник утверждался как самобытный прозаик, отличительными чертами которого стали тематическая оригинальность, содержательная емкость произведений, их религиозно-философский подтекст и языковое совершенство.
Путь Л. Леонова к большим литературным формам шел через творческое усвоение фольклорных традиций, через художественное осознание образов устной словесности.
Обращение Л. Леонова к народной памяти и старине не было случайным. Начинающий писатель в прошлом искал ответы на проблемы нового времени.
В ранних произведениях Л. Леонова отражены различные стороны крестьянской и городской жизни; писатель сознавал, что народ (его жизнь и быт, материальная и духовная культура, мораль и нравственность) – это цель искусства, его конечный адресат и «потребитель». Истинный художник, полагал автор, не приспосабливается к массе, а поднимает ее художественное восприятие, воспитывая высокие эстетические вкусы.
Один из первых прозаических опытов Л. Леонова – сказка «Бурыга». Она насыщена мифологическими поверьями, наряду с людьми в ней действуют фантастические персонажи. Художник противопоставил в произведении группу героев, олицетворяющих здоровый народный дух (кухарка, бабка-повитуха Кутафья, звереныш Бурыга, пес Шарик), персонажам «отрицательным» – носителям душевных пороков, низменных помыслов и поступков (купчиха, граф Бутерброт). Сказку выделяют емкое и лаконичное слово необыкновенно тонкой, филигранной отделки, красочные описания и своеобразная структура. В «Бурыге», по словам Л. Леонова, заложены основные темы романного творчества, вплоть до итоговой «Пирамиды».
Писатель интерпретировал в ранних рассказах различные исторические времена, разнообразные географические пространства. Местом действия избирались Ближний Восток библейской эпохи и времени всемирного потопа («Уход Хама»); таинственная Персия с ее легендой о всеиспепеляющей любви («Халиль»); вымышленная сельская Испания, во многом напоминающая русский крестьянский уклад («Бурыга»); холодное и недоступное Беломорье с его экзотическим бытом («Гибель Егорушки»); выдуманное шахматное королевство – край грез и фантазий, духовного благополучия и счастья («Деревянная королева») и др.
На литературной манере раннего Л. Леонова заметно сказались попытки философского осмысления действительности с помощью емких метафор и символов. При этом писатель изображал не только становление народного блага, но и гибель человеческой мечты – жертвы абстрактной идеи. Наряду с показом ростков прогрессивного, художник нарисовал драму человеческого разума, трагическую личность: Туатамур («Туатамур»), Халиль («Халиль»), Егорушка («Гибель Егорушки»), Хам («Уход Хама»), Извеков («Деревянная королева»).
В 20-е годы Л.Леоновым были написаны также психологическая повесть «Провинциальная история» и «Необыкновенные рассказы о мужиках», в которых выражено отношение Л. Леонова к сложной исторической эпохе и людям, населявшим развороченный революцией мир. В «Провинциальной истории», созданной в духе Ф. Достоевского, нет традиционного для литературы нового времени «положительного» героя. Его олицетворением отчасти выступает Яков Пустыннов, в уста которого автор вложил слова, бесстрастно констатирующие зарождение и развитие общественно-политической системы, основанной на нивелировании личности и ее духовных запросов. Так, на утверждение старика Пустыннова о том, что окружающий человека мир чудесен, Яков ответил: «Кое-что перестроить в нем – невредная выйдет штука<···>Железной рукой прополоть надо это сорное поле». Цель Якова – гидростанция, которую он, будущий инженер, мечтал построить и подарить своему народу. Великая цель яковов – утвердить государство, в котором общественное будет довлеть над личным, а индивидуум превратится в винтик бездушной машины.
Новые подходы Л. Леонова к отражению психологии героев проявились в «Необыкновенных рассказах о мужиках». Мужицкая Россия представлена в цикле выразительными описаниями деревни, в основе которых лежат архетипические характеристики – праприрода образа; изображены яркие конфликты и типы; дан многосторонний анализ быта и психологии крестьян; показаны взаимоотношения героев, их нравственные нормы и духовные ориентиры. Для новелл Л. Леонова характерны тематическая злободневность, наличие мифологических мотивов и фольклорных образов. Интерпретируя «вечные» литературные сюжеты – «блудный сын» («Возвращение Копылева»), «невинная жертва» («Приключение с Иваном»), «доля и недоля» («Темная вода»), «проклятия Каина» («Бродяга»), «ворон-предсказатель» («Месть»), – писатель по-новому осмыслил актуальные проблемы пореволюционного времени. В рассказах о мужиках в традициях классического искусства века проявился особый интерес автора к нравоописанию как сфере проявления социальной обусловленности и детерминированности характеров. Деревня в художественной обрисовке Л. Леонова изображена алогичной и социально неоднородной, отвечающей духу парадоксального времени, а крестьяне показаны в трагических взаимоотношениях с неумолимой исторической действительностью, безжалостно разрушавшей «вековые» корни народных обычаев и нравственности.
Ранние творческие опыты Л. Леонова говорят о стремлении молодого прозаика найти свою главную тему и манеру художественного письма. Поиск писателя осуществлялся в русле магистральных литературных тем: народ и революция, народ и гражданская война; семья и общество; настоящее и прошлое крестьянина; взаимосвязь города и села; место и роль заурядной личности в эпоху исторических потрясений. Для новеллистики характерно соразмерное таланту писателя использование мифологических мотивов и образов, фольклорных конфликтов и сюжетов, в ней впервые «огнедышащей нови» противопоставлено «эсхатологическое слово» молодого писателя («Уход Хама», «Деяние Азлазивона»).