Четверг, 25.04.2024, 18:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Основные литературоведческие понятия А-Л

 

АВТОБИОГРАФИЯ – прозаический жанр, описание собственной жизни; близок мемуарам, но более сосредоточен на личности и внутреннем мире автора («Былое и думы» А. И. Герцена).

АБСТРАКЦИОНИЗМ (от лат. abstraktus – отвлеченный) – художественное направление в искусстве XX века. Представители А. декларируют, что они не отражают действительность, а творят свою собственную "новую (вторую) реальность". Близко к понятию Модернизм.

АВАНГАРДИЗМ – широкое понятие, объединяющее экспериментальные, подчеркнуто новаторские поиски в искусстве XX в. (включает в себя такие авангардные направления, как кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, сюрреализм, "поток сознания", "новый роман" и др.). Общие черты: отказ от традиции, от классических норм изобразительности, от осознанных целей, часто – от завершенности, субъективизм, стремление к новизне форм, выразительных средств, обращенность в будущее, программность, ориентация на создание произведения "искусства для искусства". Культ случайного. Поиск выразительных художественных средств ("выразить невыразимое") является самоценным и самодостаточным.

АВТОР (лат. auctor – виновник, основатель, сочинитель) – субъект специальной – литературно–художественной деятельности, являющейся одной из форм общей человеческой деятельности; субъект литературно–художественной деятельности, результатом которой является литературно–художественное высказывание (произведение), в котором – в образно-знаковой форме – объективируются видение, понимание и эмоциональное восприятие мира и человека автором.

В авторологии автор существует только в авторологическом высказывании (как суждение). Вне суждения мы имеем только представление об авторе. Непонимание этого явления приводит к тому, что собственное критическое (исследовательское) представление об авторе выдается за автора (писателя).

Оперирование понятием "автор" требует разграничения следующих смыслов понятия: 1) автор как субъект деятельности, объективирующий свои внутренние (экзистенциальные) силы во всей структуре литературно–художественного произведения; 2) образ автора – персонаж, именуемый в литературно–художественном произведении "автором”, выступающий в литературно–художественном произведении – во внутренней сфере поэтической реальности – равным другим персонажам (например, образ автора в "Евгении Онегине"); 3) субъект речи (повествователь); 4) автор биографический – писатель.

АКМЕИЗМ (от греч. akme – высшая степень чего-либо, расцвет) – литературное направление модернизма (представители – А.А. Ахматова, Н.С.Гумилев, С.М. Городецкий и др.). В противовес туманности, зыбкости, "таинственным мирам" символизма провозглашал стремление к "прекрасной ясности" (М.А. Кузмин), воспевал "радостное любование бытием" (Н.С. Гумилев), призывал открыть заново красоту и ценность человеческого бытия. В основе – простота и ясность поэтического языка, строгость поэтической композиции, стремление создавать точные, зримые образы и прямо называть предметы.

 АКЦЕНТНЫЙ СТИХ (от лат. аccentus – ударение), или тоническое стихосложение (от греч. topos – ударение), – стих, ритмика которого организуется относительной выравненностью количества ударений по стихотворным строкам; число слогов в строке и безударных слогов между ударениями здесь произвольно. Колебания в количестве ударений по строкам лежат в пределах определенной ритмической нормы, сохранением ее достигается единство тонического стиха, отступления от нее служат средством ритмического многообразия его.

 АЛЛЕГОРИЯ – иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие.

 АЛЛИТЕРАЦИЯ – повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность; один из видов звукописи.

АНТИТЕЗА – художественное противопоставление характеров, обстоятельств, понятий, создающее впечатление резкого контраста.

АРХЕТИП (от греч. arche – начало и typos – образ) – первичный образ, оригинал; "образы коллективного бессознательного" (К. Юнг), т. е. древнейшие общечеловеческие символы, прообразы, лежащие в основе мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение. Например: злая мачеха, добрая и прекрасная падчерица, благородный разбойник и т. д.

АТРИБУЦИЯ (от лат. аttribution – определение) – одна из проблем текстологии, установление авторской принадлежности произведения, когда оно анонимно или подписано псевдонимом, а также в случаях литературных мистификаций. Атрибуция производится путем отыскания прямых или косвенных свидетельств об авторе произведения в эпистолярных, мемуарных и т.п. материалах, редакционно-издательских и цензурных архивах и пр.

АФОРИЗМ – краткое изречение, выражающее значительную, глубокую мысль в оригинальной художественно заостренной форме. Афоризм напоминает пословицу, но в отличие от нее принадлежит определенному лицу (писателю, ученому и др.)

БЕЛЛЕТРИСТИКА (от франц. belles lettres – художественная литература) – 1) Вся художественная литература (устаревшее значение); 2) повествовательная проза "среднего звена" –  не классическая, но и не относящаяся к массовой литературе ("чтиву"). Не наделена особой масштабностью или ярко выраженной художественной оригинальностью, но встречает живой читательский отклик современников благодаря тому, что воплощает их духовные искания, откликается на важнейшие веяния времени. По прошествии времени, в отличие от классики, теряет свою актуальность и выпадает из читательского обихода.

БЕЛЫЙ СТИХ – нерифмованный, книжный (в отличие от фольклорного, тоже, как правило, не имеющего рифмы) стих с метрической организацией. Б.с. организован через систему ритмически повторяющихся акцентов. Ритмическая организованность таких стихов не всегда очевидна при чтении "про себя", но легко обнаруживается при устном исполнении. Активно использовался в XVIII в. (реже – в XIX в.). Б.с. написан "Борис Годунов" А.С. Пушкина, "Кому на Руси жить хорошо" Н.А. Некрасова, "Песня о Соколе" М. Горького и др.

БИБЛИОГРАФИЯ (от греч. biblion – книга и grapho – пишу) –
1) Отрасль знания о методах и способах составления указателей, списков, обзоров произведений; печати; 2) перечень книг, журналов и статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство; и т.п.);
3) отдел в периодических изданиях, посвященный краткому разбору недавно вышедших книг.

ГЕРМЕНЕВТИКА – (от греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) искусство токования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон. 19–20 вв. – учение о "понимании" (целостном душевно-духовном переживании) как методологической основе гуманитарных наук (в отличие от "объяснения" в естественных науках).

ГИПЕРБОЛА – чрезмерное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. или явления.
ГИПЕРТЕКСТ. В литературоведении гипертекст – это такая форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в линейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними. Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты (определение М.М. Субботина – российского ученого, пионера в области развития отечественных гипертекстовых систем).

ГИПЕРТОКСТОВОСТЬ (гиперлитература) – новое свойство/характеристика литературного прозаического произведения, для которого характерны черты гипертекста (внутренние корреляционные ссылки, отсутствие линейного повествования). Используется для создания эффекта игры,свойственного постмодернистской литературе: количество значений изначального текста расширяется, благодаря читательскому формированию сюжетной линии.

Одно из ярчайших произведений, которое характеризуется гипертекстовостью – роман-лексикон М. Павича «Хазарский словарь». Простейший пример гипертекста – любой словарь или энциклопедия, где каждая статья имеет отсылки и сноски к другим статьям.

ГРОТЕСК – предельное преувеличение, основанное на причудливом сочетании фантастического и реального, ужасного и смешного; сгущение сатирического изображения явлений, предметов и людей.

 ГУМАНИСТЫ (представители гуманистического направления в литературоведении) – ученые–литературоведы, исходящие из убеждения, что литература – особый вид человеческой деятельности, не поддающийся строго научному истолкованию.

ДЕТАЛЬ – одно из средств создания художественного образа; выразительная подробность в произведении (часть внешнего мира, портрета и т.п.), которая помогает читателю представить и глубже понять не только характер, обстановку, но и в целом произведение, авторское отношение к изображаемому.
ДИАЛОГ – разговор двух или нескольких лиц; основная форма раскрытия человеческих характеров в драматическом произведении.

ДЕКОНСТРУКЦИЯ – основополагающий принцип анализа текста в деконструктивизме, смысл которого в самых общих чертах заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только неискушенным читателем, но и ускользающих от самого автора «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов, языковых клише.

 ДОЛЬНИК – стихотворный размер, получивший признание и достигший расцвета и популярности в эпоху символизма и акмеизма. Д. (см. также система стиха) представляет собой размер, метрический ряд которого состоит из ударных слогов, между которыми может стоять либо один, либо два безударных слога.

ДРАМА (греч. drama, букв. – действие)– 1) род литературный, принадлежащий одновремено двум искусствам: театру и литературе; его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Драматические конфликты, отображающие конкретно–исторические и общечеловеческие противоречия, воплощаются в поведении и поступках героев, и прежде всего в диалогах и монологах. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание; он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Главные представители: Эсхил, Софокл, Еврипид, Калидаса, У. Шекспир, Кальдерон де ла Барка, П. Корнель, Ж. Расин, Мольер, Ф. Шиллер, Г. Ибсен, Д. Б. Шоу, Ю. О'Нил, Б. Брехт; в России – А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский, А. П. Чехов, М. Горький, А. В. Вампилов и др.; 2) один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг). Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» А. Островского, «На дне» М. Горького). Трагическое начало присуще исторической драме.

ЗАВЯЗКА  – эпизод литературного произведения, в котором возникает основной конфликт.  

ИДЕЯ – основная мысль произведения.

ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов, нарушение последовательности речи с целью придания фразе особой выразительности.
ИНТОНАЦИЯ – основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.
ИРОНИЯ – насмешка, осмеяние. Обычно истинный смысл высказывания как бы замаскирован: говорится прямо противоположное тому, что подразумевается.
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – литературоведческая дисциплина, изучающая процессы развития мировой литературы, отдельных национальных литератур и выявляющая их своеобразие на разных этапах развития, а также анализирующая творческий путь отдельных писателей.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и признающее основным родом познания интуицию, чувство, инстинкт и т.п. Иррационализм считает действительность хаотичной, лишенной закономерности, подчиняющейся игре случая, слепой воле.

КОМЕДИЯ (от греч. komodia), жанр драмы, в котором действие и характеры трактованы в формах комического; противоположен трагедии. По принципу организации действия различают комедии: положений, основанные на хитроумной, запутанной интриге («Комедия ошибок» У. Шекспира); характеров или нравов – на осмеянии отдельных гипертрофированных человеческих качеств («Тартюф» Мольера); идей, где высмеиваются устарелые или банальные воззрения (пьесы Б. Шоу). По характеру комического различают комедии: сатирические («Резизор» Н. В. Гоголя), юмористические («Турандот» К. Гоцци), трагикомедии. Главные представители: Аристофан, У. Шекспир, Лопе де Вега, Мольер, П. Бомарше, К. Гольдони, Б. Шоу, Б. Брехт; в России – А. С. Грибоедов, Н. В. Гоголь, А. В. Сухово–Кобылин, А. Н. Островский, А. П. Чехов, В. В. Маяковский.

КОМПОЗИЦИЯ – построение художественного произведения.
КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – столкновение, противоборство персонажей или каких-либо сил, лежащее в основе развития действия литературного произведения.

КОНЦЕПТУАЛИЗМ – направление в искусстве, прозе и поэзии последних двадцати лет советского строя, возникшее как эстетическая реакция на "зрелый" социалистический реализм, на искусство застоя и его реальность. Концепт – это затертый до дыр советский текст или лозунг, речевое или визуальное клише. С этим материалом и работали представители русского К., бывшие одновременно представителями авангардного искусства и примыкающие к европейскому постмодернизму своей поэтикой "всеядности", игрой на явных цитатах, вышедшим на поверхность интертекстом.

КУЛЬМИНАЦИЯ – эпизод литературного произведения, в котором художественный конфликт достигает наивысшей точки в своем развитии и требует разрешения.
ЛИТОТА – художественное преуменьшение.

ЛИРИКА (от греч. lyrikos – произносимый под звуки лиры), род литературный (наряду с эпосом, драмой), предмет отображения которого – содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма – внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6–8 вв., Ли Бо, Саади, Ф. Петрарка, Дж. Байрон; в России – А. С. Пушкин, А. А. Блок.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ГЕРОЙ – действующее лицо, персонаж произведения.

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА – литературоведческая дисциплина, задачей которой является оценка литературных произведений с точки зрения современности и применительно к ее интересам, на основе как данных теории и истории литературы, так и всего круга общественно–политических, эстетических и этических норм своего времени.