Четверг, 25.04.2024, 20:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Трагический поединок, или история любви главных героев "Анны Снегиной"

Трагический поединок, или история любви главных героев "Анны Снегиной"

 

Сюжетным стержнем произведения, вокруг которого строится повествование, являются взаимоотношения главных действующих лиц – Анны и Сергея, история их любви. Мы узнаем, что они были когда–то близки друг другу, о чем–то подолгу мечтали вдвоем, строили планы на будущее. Однако Анна отвергла любовь Сергея. Ответ на вопрос – почему она так поступила? – остается за рамками поэмы, и лишь одна фраза, обмолвленная Анной в разговоре с мельником, позволяет строить предположения на сей счет. Анна так характеризует Сергея: «Был скромный такой мальчишка...» (1, 56). Очевидно, из–за юношеской  застенчивости и нерешительности Сергея Анна и отвергла его ухаживания. Будучи молодой и ветреной (что присуще молодости), Анна никак не могла допустить, что из «скромного мальчишки» вырастет известный, знаменитый поэт. Cepreй явно по вписывался в прокрустово ложе ее представлений о «настоящем» мужчине (и она «ласково», но непреклонно ответила ему – «нет» (1, 53).

Сергей, воспринимавший свой любовный роман всерьез, счел ответ любимой за предательство. Сильнейшее разочарование, пережитое героем, привело к утрате воры в женскую любовь. Поэтому, когда мельник, возвращаясь от Снегиных, радостно сообщает Сергею о приглашении Анны посетить их дом, тот ему отвечает молчанием.

Я шел по дорого в Криушу

И тростью сшибал зеленя,

Ничто но пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня (1, 56).

После беседы с мельником Сергей думает не об Анне, а о том, что «теперь бы с красивой солдаткой завесть хорошо роман» (1, 57). Гость мельника понимает, что не стань он знаменитым поэтом, «известной шишкой» (оценка Анны (1, 56)), то в дом Снегиных его никогда не пригласили бы.

И все–таки встреча состоялась. Во время болезни Сергея посетила Анна. Первый разговор оставляет чувство неловкости за обоих. Анне хочется услышать от Сергея, что он ее до сих пор любит. Она все делает для этого. Одиночество (муж на фронте), отсутствие реальной перспективы (все рушится кругом) позволяет ей быть настойчивой и безрассудной. Однако Анне не удастся пробудить в Сергее угаснувшее в юности чувство. Более того, ему неприятны ее заискивающая речь и недвусмысленные намеки, типа: «Я даже вздохнула украдкой, коснувшись до вас рукой. Да... Не вернуть, что было» (1, 60).  Поэту хочется остановить женщину, но чувство жалости к Анне заставляет его продолжить разговор. Однако беседа не клеится. Им, в сущности, не о чем говорить. Прошедшие годы сделали их чужими людьми. И Сергей, не зная, что сказать, просит Анну разрешить почитать свои кабацкие стихи. Сам того не желая, поэт наносит Анне наивысшее оскорбление. Предлагая Снегиной почитать свои стихи, в которых любовь уподобляется «чуме», «заразе» и т. п., он как бы говорит ей: «Вот все, что могу предложить. Могу любить только такой «любовью». Но даже после этого Анна еще на что–то рассчитывает. Она продолжает допрашивать Сергея. Но он отвечает коротко и неопределенно.

Следующая встреча персонажей  поэмы состоялась при обстоятельствах исключительных. Сергей поехал с Проном по просьбе последнего к Снегиным и застал Анну в слезах: убили ее мужa. Не в силах соединить чувство утраты, сиротливости и неудовлетворенной и отвергнутой страсти к Сергею, Анна несправедливо оскорбляет его. Потом Анна раскаивается в произошедшем, однако имеются обстоятельства, заставляющие усомниться в искренности ее раскаяния. С одной стороны, она утверждает, что мужа безумно любила, а с другой, пыталась соблазнить Сергея. Ясно, что в блуд не идут от безумной любви к супругу. Далее Анна говорит, что Сергея оскорбила случайно. Это тоже неправда. Негодование Анны было вызвано отказом Сергея вступить с ней в связь, и она ждала лишь повода, чтобы отомстить ему. Такая возможность представилась во время приезда Сергея в дом Снегиных, по времени совпавшего со смертью мужа. Анна сочла, что личное горе – достаточный повод для необоснованного оскорбления. Она и сама это признает, говоря о своей «преступной» страсти к Сергею.

Самое неприятное в поведении Анны состоит в том, что даже из смерти мужа она пытается извлечь выгоду. То, чего ранее не удалось добиться с помощью заискивающего тона, намеков, она пытается достичь, пробудив жалость к себе. Все паузы в ее речи, притворные вздохи по мужу («как вспомню... болит голова...» и т. п.) преследуют одну и ту жe цель. Она ужe откровенно говорит о своей страсти. При этом пытается представить дело так, как будто сам Сергей,  а не она, пытался соблазнить ее. И слова Анны: «потом бы меня вы бросили, как выпитую бутыль»  более соотносимы с ее поступком многолетней давности, чем с поведением Сергея. Тем не менее, старания Анны оказались напрасными. Поэт разгадал ее незамысловатый ход и, чтобы снять неловкость в беседе, перевел разговор вновь «на другое» (1, 68). Он прав, давая понять Снегиной, что у них не может быть личных проблем для обсуждения, и говорить они могут только на общие, отвлеченные темы. Анна еще делает последнюю попытку вспомнить картину детства, «другой... Не осенним рассвет...» (1, 69), но герой не удосуживает ее ответом. И героиня, наконец, понимает, что о возобновлении каких–либо отношений с Сергеем не может быть и речи.

Последний акт взаимоотношений Анны и Сергея заключен в ее лондонском письмо. Это письмо – единственный поступок Анны, вызывающий симпатию и уважение к ней. Далеко за пределами России она почувствовала острую тоску по родине. Чувство, проснувшееся в ней, глубоко и правдиво. Она поднялась выше самой себя, забыла прежние обиды и разочарования. И когда Анна в письме спрашивает и сама же отвечает на свой вопрос: «Вы живы?.. Я очень рада» (1, 73), веришь, что ее беспокойство о судьбе Сергея искреннее, потому что он для нее теперь – не объект для страсти, а олицетворение родины, России.

Однако, несмотря па честность мыслей и чувств, выраженных в письме Анны, оно нисколько не тронуло Сергея. Он воспринял его как «бесполезное и беспричинное». Его отстраненность, отчуждение от мира и людей настолько велики, что он проглядел и этот, уже вне всякого сомнения, подлинно человеческий порыв. Так вернулось к Анне то роковое, сказанное много лет назад Сергею коротенькое «нет».

Таким образом, тема любви в Анне Снегиной решается трагически. Любовный поединок между главными героями поэмы заканчивается обоюдным поражением. Несчастная первая любовь привела к полной утрате у Сергея способности любить. Поэтому позднее прозрение Анны, выразившееся в попытке вернуть расположение Сергея, его любовь, разбивается о стену равнодушия и отчуждения, которой окружен гость мельника.

В поэме звучит мотив безысходности, и это делает ее одним из шедевров трагической поэзии.

 

ЛИТЕРАТУРА

 1. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 6 т. – М. : Худож. лит, 1978. – Т.3. – 286 с.