Суббота, 20.04.2024, 07:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Александр Александрович Блок

Александр Александрович БЛОК

 

 (1880–1921)

 

ПЛАН

 

1.    Биографические сведения.

2.    «Стихи о Прекрасной Даме.

3.    «Снежная маска»

4.    Тема России.

5.    «Соловьиный сад».

6.    «Двенадцать» и «Скифы».

 

          А.Блок родился в научно-интеллигентской семье. Его дед со стороны матери – А.Н.Бекетов – был ректором Петербургского университета. Для семьи Блоков была характерна интенсивность духовных поисков, высокая культура.

Личность Блока сложна и двойственна. С одной стороны, он следует культу семьи и долга. С другой стороны, не отказывается от привычки к алкоголю и проституткам, имеет романы с актрисами (Н.Волохова и Л.Дельмас). Черты характера: надменность, повадки денди, чрезвычайная аккуратность в работе.

Две особенности отмечают исследователи его творчества: лиризм и культ Вечной женственности.

Первый сборник А.Блока имеет название «Стихи о Прекрасной Даме». Он создан в 1901 г. во время прогулок по петербургским улицам. В этом цикле воплотились философские идеи В.Соловьева. Центральная идея цикла – противопоставление «Земли» и «Неба», материального и духовного. Земное – тень Бытия. Основной образ – Душа мира, то есть идеала  всей земной природы  Человек приобщается к Душе мира через любовь – Эрос.

Образная система цикла – цепь символов. Вместе взятые – стихотворения составляют миф об идеале мира.

Прекрасная Дама – духовное бытие. Лирическое «Я» – земное существо. Их взаимоотношения составляют основной сюжет цикла. Встреча «Я» и Прекрасной Дамы должна преобразить мир.

Прекрасная Дама – воплощение соловьевской идеи Вечной Женственности. Семантика этого образа многослойна. Под ним понимается: 1. Конкретный земной образ женщины (Л.Д.Менделеева). 2. Религиозный образ Богородицы. 3. Образ России.

 Блок создал миф о Прекрасной Даме, источником которого является вся мировая литература. Конкретные источники цикла Блока – творчество В.Соловьева, Гете, Данте и Петрарки.

SERVUSREGINAE (Слуга – царице)

Не призывай. И без призыва

Приду во храм.

Склонюсь главою молчаливо

К твоим ногам.

 

И буду слушать приказанья

И робко ждать.

И вновь желать.

 

Твоих страстей повержен силой,

Под игом слаб.

Порой – слуга, порою – милый;

И вечно – раб.

Позднее Блок отказывается от идеи Соловьева. Его интересует многообразие самой жизни. Блок ищет новые способы отражения действительности. Он разрушает миф о мистической красоте.

В 1906 г. возникает одно из самых знаменитых и загадочных стихотворений Блока «Незнакомка». Сюжет: лирический герой в отчаянии, не находя гармонии в этом мире. Он вынужден предаваться разгулу. Ему является видение роковой женщины, навевающей «древние поверья».

И страшной близостью закованный,

Смотрю на тонкую вуаль,

И вижу берег очарованный,

И очарованную даль…

 

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье–то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

В 1907 г. опубликованы стихи «Снежная маска». В них отразилась любовь поэта к актрисе театра Коммиссаржевской Н.Волоховой.

В это время Блок начал основную тему своей поэзии – тему России. В 1908 г. появляется цикл «На поле Куликовом». Блок обращается к истории России. Россия «нищая» и «униженная». Но поэт ощущает близость великих перемен. Грядет новая битва. Блок видит цель – Будущее. Будущее – это очеловеченный идеал. Идеал спускается с небес на землю.

Русь

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне ты почиешь – Русь.

                                       ***

О, весна без конца и без краю–

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

В 1909 г. появляется цикл «Итальянские стихи». Основная тема здесь – искусство. Искусство хранит в себе историю страны. Оно же и славит будущее.

В 1909–1916 гг. возникает цикл «страшный мир». Страшный мир – это царство зла и тьмы. Страшным миром является город. Именно здесь человек становится игрушкой в руках адских сил. Страшным миром является также состояние души, опустошенной и смертельно усталой.

Рожденные в года глухие

Пути не помним своего.

Мы – дети страшных лет России –

Забыть не в силах ничего…

 

Миры летят. Года летят. Пустая

Вселенная глядит в нас мраком глаз.

     А ты душа усталая, глухая,

О счастии твердишь – который раз.

          В небольшом стихотворении нашли отражение мотивы страшного мира, обреченного на вечное и бессмысленное круговращение:

                              Ночь, улица, фонарь, аптека.

                              Бессмысленный и тусклый свет.

                              Живи еще хоть четверть века –

                              Все будет так. Исхода нет.

 

                              Умрешь – начнешь опять сначала,

                              И повторится все как встарь:

                              Ночь, ледяная рябь канала,

                              Аптека, улица, фонарь.

 

В 1915 году Блоком была написана небольшая поэма «Соловьиный сад», которая принадлежит к числу наиболее совершенных произведений поэта. (Не случайно Блока часто называли певцом «Соловьиного сада»). В ней нашли отражение постоянные раздумья поэта о смысле жизни, о трагической невозможности совместить долг и личное счастье.

Сюжет и композиция произведения примерно таковы:

 

Утомительный труд и зной.

Мечты о «недоступной ограде» соловьиного сада.

Желание проникнуть в сад.

«Чуждый край незнакомого счастья».

«Заглушить рокотание моря соловьиная песнь не вольна!»

Бегство из сада.

Утрата прежнего жилища, работы и друга.

 

В первой главе, построенной на контрастах, нетрудно обнаружить два противоположных лексических пласта. Прозаическая лексика, использованная при описании будничного труда (таскает, мохнатая спина, волосатые ноги и др.), сменяется романтически приподнятой речью, когда поет, говорит о соловьином саде. Содержание первой главы, представляющей собой экспозицию, естественно и логично говорит, мотивирует события второй главы, которая составляет завязку сюжета: прекрасный таинственный соловьиный сад, противопоставленный безотрадному труду, порождает мечты об иной жизни.

 

Интересно проследить по второй главе, как развивается мечта героя о «неприступной ограде» сада. При этом следует обратить внимание на то, как сумел Блок передать силу неотступной мечты и раскрыть душевный мир героя. С ним происходит что-то небывалое. Мысли о возможности другой жизни вызывают неудовлетворенность своей судьбой («И чего в этой хижине тесной я, бедняк обездоленный, жду?»), переоценку своей привычной работы, которая воспринимается теперь как «жизни проклятья». Несмолкаемый соловьиный напев, «Её» «круженье и пенье», неотступные сны вызывают «безысходные томленье», заполнившее всю душу, вытеснившее все остальное.

 

Важную роль во второй главе играют зарисовки природы. Они помогают понять, как зарождается и созревает мысль о бегстве от «жизни проклятий» в спокойный и безмятежный соловьиный сад. Мечты и томленья появляются в вечерний час, когда «знойный день догорает бесследно». Несколько раз упоминаются признаки наступающей ночи: «в закатном тумане «, «сумрак ночи», «в синем сумраке». В знойном вечернем тумане и затем в ночном сумраке не видно ясных очертаний предметов, все вокруг кажется зыбким, неопределенным, таинственным. «В синем сумраке белое платье» мелькает, словно какое-то призрачное видение. «Непонятным» назван напев, который раздается в саду. Своим «круженьем и пеньем» девушка манит к себе, как волшебная, сказочная сила.

 

Все, что связано с соловьиным садом, тесно переплетается в сознании героя с неотступными снами о неизведанной жизни. Ему трудно отделить реальное от вымышленного, фантастического. Поэтому влекущий к себе и манящий сад кажется недоступным, как светлая мечта, как приятный сон. Очень эмоционально и психологически убедительно показывает поэт невозможность избавиться от этого томленья. Поэтому нетрудно сказать, что произойдет в дальнейшем: герой неизбежно пойдет в соловьиный сад.

 

В третьей главе перед читателем раскрывается «диалектика» нелегкой душевной борьбы. Решение идти в соловьиный сад не возникает так сразу, внезапно. Бросив осла и лом, «хозяин блуждает влюбленный», вновь приходит к ограде, «идут за часами часы». «И томление всё безысходней» - оно должно обязательно вскоре разрешиться. И, вероятно, это произойдёт сегодня. Хорошо знакомая дорога кажется таинственной именно сегодня. «И колючие розы сегодня опустились под тягой росы» (Очевидно, они не будут задерживать своими колючими шипами гостя, если он направится в сад). Герой пока ещё только ставит перед собой вопрос: «Наказание ли ждет, или награда, если я уклонюсь от пути?». Но если мы вдумаемся в этот вопрос, то сможем сказать, что уже по существу сделан выбор. «А уж прошлое кажется странным, и руке не вернуться к труду». Перелом в душе героя уже произошел, для нас ясно, что он, не удовлетворенный прежней жизнью, постарается осуществить свою мечту.

 

Четвертая глава, рассказывающая о достижении заветной мечты, логически четко отграничена от предыдущей и вместе с тем естественно связана с ней. «Мостиком», соединяющим их, служит фраза: «Сердце знает, что гостем желанным буду я в соловьином саду:». Новая глава начинается продолжением этой мысли: «Правду сердце мое говорило:». Что же нашел герой за неприступной оградой сада?

 

Вдоль прохладной дороги, меж линий,

Однозвучно запели ручьи,

Сладкой песнью меня оглушили,

Взяли душу мою соловьи.

Чуждый край незнакомого счастья

Мне открыли объятия те,

И звенели, спадая, запястья

Громче, чем в моей нищей мечте.

 

Почему поэт счел нужным раскрыть перед читателем всю прелесть этого райского блаженства?

 

Мечта не обманула героя, «чуждый край незнакомого счастья» оказался ещё прекраснее, чем был в мечтах влюбленного. Он достиг вершины своего блаженства и забыл обо всем остальном. Обстановка, в которую попал «бедняк обездоленный», в состоянии очаровать и пленить каждого. Немногим удалось бы устоять против соблазна отдаться этой чудесной, почти райской жизни, отказаться от возможности испытать счастье. И вполне естественно, что герой, достигший вершины блаженства, «забыл о пути каменистом, о товарище бедном своем».

 

Эта фраза ведет нас к новой «тональности», новой главе, новой мысли. Можно ли забыть своего товарища, свою работу, свой долг? И действительно ли забыл обо всем этом герой поэмы?

 

Пусть укрыла от дольнего горя

Утонувшая в розах стена,-

Заглушить рокотание моря

Соловьиная песнь не вольна!

 

«Рокотание моря», «рокот волн», «отдаленный шум прилива» оказываются сильнее соловьиной песни.

Несмотря ни на что, «отдаленного шума прилива уж не может не слышать душа». Следующая, шестая глава говорит о бегстве героя поэмы из соловьиного сада. Она дает читателю почувствовать, как трудно было уходить из сада. Героя ведь очаровали не только прохлада, цветы и соловьиные песни. С ним была красавица, открывшая «чуждый край незнакомого счастья».

 

Она не злая волшебница, искусительница, завлекшая свою жертву, чтобы погубить. Нет, это заботливая, страстно любящая женщина, по-детски нежная, искренняя и доверчивая.

 

Cпит она, улыбаясь, как дети,-

Ей пригрезился сон про меня.

 

Она обеспокоена, заметив какую-то тревогу в душе возлюбленного. Герою трудно уйти из сада не только потому, что он лишает блаженства себя самого. Жаль оставлять такое чистое, доверчивое, любящее существо, разрушать «её» счастье. И нужно обладать большой душевной силой, чтобы несмотря ни на что уйти из прекрасного сада, откликаясь на зов моря и брошенного друга-ослика. Не увидев этих трудностей, не узнав о блаженстве, от которого вынужден отказаться герой поэмы, читатели не смогли бы понять и оценить его поступок.

 

Какая же новая мысль связана седьмой, последней главой? Казалось бы, оставив соловьиный сад, герой будет по-прежнему продолжать свой труд. Но на прежнем месте не оказалось ни хижины, ни осла, лишь валяется ржавый, затянувшийся песком лом. Попытка ломать камень «движеньем знакомым» встречает сопротивление. «Краб всполохнутый» «приподнялся, широко разевая клешни», словно протестуя против возвращения к работе того, кто уже потерял на нее право. Его место теперь занял другой.

 

А с тропинки, протоптанной мною,

Там, где хижина прежде была,

Стал спускаться рабочий с киркою,

Погоняя чужого осла.

 

Попытка уйти от «жизни проклятий» в безмятежный соловьиный сад не осталось безнаказанной. К такой мысли приводит нас седьмая глава поэмы.

В целом, поэма утверждает трагическую мысль о невозможности совместить два берега жизни: когда находишься на одном берегу, манит другой и наоборот…

Из черновиков поэмы можно видеть, что она строилась первоначально как рассказ от третьего лица. Заменив впоследствии лицо рассказчика, Блок сделал повествование более эмоциональным, близким читателю, внес в него автобиографические элементы. Благодаря этому, читатели воспринимают поэму не как рассказ о печальной судьбе какого-то бедняка, а как взволнованную исповедь рассказчика о своих переживаниях, о своей душевной борьбе.

Cложным был этот процесс для Блока. Он не скрывает от читателей трудных, мучительных переживаний, открывает перед нами свою душу. Предельная искренность и откровенность, уменье передать тончайшие оттенки душевной жизни - это, быть может, самая сильная сторона поэзии Блока. Поэма «Соловьиный сад» помогает увидеть тот трудный путь, по которому шел поэт в своем творчестве.

 

В 1916 г. Блоком создана поэма «Возмездие». В 1918 – самая знаменитая из блоковских поэм – «Двенадцать». До последнего времени поэма давала пищу для многочисленных споров. Спорили об образе Христа, об идее поэмы, об отношении Блока к революции. Главное содержание поэмы – «музыка революции» в блоковском понимании этих слов. Поэма носит характер сложной полифонической симфонии, в которой центральный мотив – вихрь и метель. Основной конфликт выражен в борьбе двух стихий – Хаоса и Гармонии. Эта борьба воплотилась в принципе контраста, который пронизывает всю поэму. Основой контраста является борьба света и мрака, черного и белого цветов. В основе сюжета архетипический мотив. Двенадцать красногвардейцев, героев поэмы напоминают двенадцать апостолов. Ключом к поэме является образ Христа. Иисус «смертью смерть попрал». Революция – это великая жертва истории.

Последняя поэма – «Скифы». Россия – сфинкс. В поэме зафиксирована антиномия уходящей и новой культуры. Революционная Россия противопоставлена буржуазному Западу. Запад  пронизан духом цивилизации, рассудка. Россия – скифы, которые несут миру подлинную культуру.

Блок  похоронен на Смоленском кладбище Петербурга 10  августа 1921 года.

2