О «серебряном» веке
О «серебряном» веке
Серебряным
веком принято называть время между
Это был противоречивый
период в развитии истории и культуры.
В 1891–92 гг. разразился страшный голод, ставший следствием неурожаев. В
Двадцатый век… Еще бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла
Пожары дымные заката
(Пророчества и нашем дне),
Кометы грозной и хвостатой
Ужасный призрак в вышине<…>
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть и ненависть к отчизне.
И чорная, земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные рубежи.
(«Возмездие»)
Начало ХХ в. – время интенсивного развития отечественной промышленности, науки и техники. Развитие капитализма, индустриализация привели к подъему материальной культуры.
Были построены первые электростанции. В Москве и
Петербурге появились трамваи. Создавались новые средства передвижения –
автомобиль, аэроплан. В 1910 году построен первый аэроплан отечественной
конструкции. Совершенствовалась военная техника. Была построена первая
подводная лодка. В
В начале века появились города с миллионным населением: Петербург – 2 млн., Москва – 1 млн.800 тыс. Большие города – Киев, Одесса, Рига, Ташкент, Тифлис, Баку.
В
Облик города оформлялся в стиле «модерн». Центральные районы имели комфортабельные красивые дома с канализацией, водопроводом, телефоном, уличным освещением. (Петроградская сторона в Петербурге – сохранила архитектурный облик начала века в стиле «модерн», как и улица Кузнецкий мост в Москве.)
Город стал сложным контрастным организмом с буржуазным центром, промышленными окраинами, заводами, вокзалами, с рабочими кварталами.
В Москве строились многоэтажные доходные дома, торговые здания. Петербург стал величественной столицей с дворцами, пышными храмами, правительственными зданиями и современными домами в стиле «модерн»
Облик города отразился в творчестве всех русских писателей начала века. Например, у Брюсова:
Городу
Стальной, кирпичный и стеклянный,
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит.
Драконом, хищным и бескрылым,
Засев, ты стережешь года,
А по твоим железным жилам
Струится газ, бежит вода.
Научным центром была Академия наук, состоявшая из трех
отделений – физико-математического, русского языка и историко-филологического.
В
Возникли многочисленные русские научные общества – географическое, техническое, астрономическое, историческое.
Начало века отмечено значительными научными
открытиями: прогрессивные идеи Павлова и Мичурина. В
В гуманитарных науках лидировали философия, история, психология.
Высокого подъема достигло искусство. Музыкантами мирового масштаба стали Рахманинов, Скрябин, Стравинский. Необыкновенную известность приобрели «русские сезоны» в Париже – гастроли балета Дягилева. Ценителей балета во всем мире покорила Анна Павлова. Русскую и зарубежную публику пленил бас Шаляпина.
Новые пути в живописи проложили Левитан, Серов, Л.О. Пастернак, Бенуа, Бакст, Добужинский, Сомов, Ларионов, Гончарова, Марк Шагал, Кандинский, Малевич. Благодаря усилиям И.В. Цветаева был создан музей изящных искусств, до сих пор сохраняющий свою непреходящую ценность.
Сложилась замечательная школа религиозной философии благодаря Н.А.Бердяеву, С.Н.Булгакову. Они продолжили дело Соловьева, издавали вместе с Мережковским и Гиппиус журнал «Новый путь». Они боролись за «новое религиозное сознание».
В литературе выявилось два основных направления – реализм и символизм. На рубеже веков творили классики, получившие признание уже давно – Толстой, Чехов. Но в это же время расцветал талант новых реалистов – Горького, Бунина, Куприна, Л.Андреева, А.Толстого.
Но основной линией – «старшей линией» – были модернисты. Модернизм определил облик литературы рубежа веков.
Существует два истолкования понятий «символизм» и «декаданс». В сущности, в литературе рубежа веков было два
поколения поэтов. Оба поколения называли себя декадентами (от французского decadence «упадок»),
иногда символистами. Согласно другому толкованию, к декадентам относят поэтов, которые так себя называли чаще других. В
основном это старшее поколение поэтов – Мережковский, Гиппиус, Бальмонт,
Брюсов, Сологуб. Символистами же
можно назвать поэтов – Блока, Белого, Вяч.
Литературным вождем модернистов стал
Тень несозданных созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко–звучной тишине.
Читатели недоумевали по поводу странных образов и слов. Декадентов встретили градом насмешек.
Остроумную пародию на стихи Брюсова написал В.С. Соловьев. Он высмеял манеру каждое чувство передавать через символы; символы не были соединены с чувством, ассоциации были совершенно произвольные. Был подмечен крайний индивидуализм и пессимизм молодых поэтов, сосредоточенность на эротических темах. Вот одна из известных пародий:
На небесах горят паникадила,
А снизу – тьма.
Ходила ты к нему иль не ходила?
Скажи сама!
Но не дразни гиену подозрения,
Мышей тоски!
Не то смотри, как леопарды мщенья
Острят клыки!
И не зови сову благоразумья
Ты в эту ночь!
Ослы терпенья и слоны раздумья
Бежали прочь
Своей судьбы родила крокодила
Ты здесь сама.
Пусть в небесах горят паникадила,
В могиле тьма.
Второе поколение модернистов – А.Блок, А.Белый, Вяч.