Воскресенье, 20.08.2017, 05:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7532
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Академические направления в литературоведении ХХ века

Академические направления в литературоведении ХХ века.


План:

1. Мифологическая и ритуально-мифологическая критика.
2. Психоаналитическая критика.
3. Формальные школы в литературоведении. Русская формальная школа.
4. Структурализм.
5. Постструктурализм.
6. Деконструктивизм.
7. «Новая критика».
8. Феноменологическая критика.
9. Герменевтика.
10. Социологическое литературоведение и его разновидности.



Литература:

1. Основы литературоведения. – М., 2000.
2. Современное зарубежное литературоведение. Энциклопедический справочник. – М., 1996.

Двадцатое столетие часто называют «веком критики». И не без оснований. Такого мощного всплеска литературно-критической мысли не было никогда  ранее. Достаточно сказать, что критика стала основным видом литературного выражения, то есть из скромной служанки художественного творчества стала его госпожой.
Современное литературоведение стало играть ведущую роль среди гуманитарных наук, впитав в себя самые разнообразные области человеческого знания – философию, социологию, психологию, языкознание и ряд других. Кроме того, литературоведение, критика, как и вся литература, тесно соприкасаются с реальной жизнью, с политикой, идеологией. Все это и обеспечивает литературоведению ведущую роль в системе гуманитарного знания. Достаточно сказать, что почти все современные философы – Хайдеггер, Сартр, Камю,  Фромм, Маркузе и др. -  были одновременно и литературоведами или активно использовали литературный материал для своих теорий. В Европе в 1950-70-хх гг. наиболее литературно одаренная молодежь нередко предпочитала карьеру критика возможной карьере поэта или драматурга. При этом многие талантливые поэты, оставаясь известными только в своей стране, в качестве литературоведов приобретали громкую мировую славу (американские «новые критики» Дж.Ренсом, А.Тейт и др.).
Все современное литературоведение делится на два основных потока – сайенистский и гуманистический. Сайенисты (англ. Science – наука) стремятся разрешить проблемы литературы, опираясь на достижения различных областей науки, продолжая во многом усилия позитивистов XIX века. Представители гуманистического направления исходят из убеждения, что литература –   особый вид человеческой деятельности, не поддающийся строго научному истолкованию. В теориях различных гуманистических школ, ищущих собственные антипозитивистские методы анализа, чувствуются отголоски романтического понимания творчества.
XIX век породил несколько влиятельных литературоведческих школ, а в ХХ столетии их количество исчисляется уже десятками. При этом борьба между ними часто носит ожесточенный характер. Как правило, современные критические методологии, разработанные той или другой «школой», получают международное распространение. Таковы структурализм, психоаналитическая, мифологическая и феноменологическая критика, деконструктивизм и др.  В ХХ веке продолжают существовать, но уже в новом качестве и более традиционные направления – герменевтика, социологическое литературоведение, этическая, эстетическая и мифологическая критика.