Вторник, 19.03.2024, 08:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Лекции по истории русской литературы ХХ века

Введение

                             
ПЛАН

1. Основные черты русской литературы ХХ века.
2. Традиционное и новаторское в русской литературе ХХ века.


ЛИТЕРАТУРА

1. Агеносов В.В. Литература Russkoqo зарубежья. М., 1998.
2. Акимов В.М. От Блока до Солженицына. М., 1994.
3. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2001.
4. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
5. История советской литературы: Новый взгляд.  М.,1990.
6. Лейдерман, Липовецкий. Современная русская литература в 2 частях. М., 2003.
7. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
8. Русская литература ХХ века. Мн., 2004.
9. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003.


ХХ ВЕК, СТРОГО ГОВОРЯ, УЖЕ СТАЛ ИСТОРИЕЙ. Последний век второго тысячелетия. Каким он был?

Век мировых войн и великих открытий. Век поражающих воображение преступлений против человечности и век небывалых технических достижений. Век диктаторских режимов и век утопий, отчаянных попыток людей построить «рай» на земле, идеальное человеческое общежитие. Попыток, к слову сказать, обернувшихся неслыханными потрясениями и разочарованиями, гибелью десятков миллионов людей.

В этот век литературоведение, вобрав в себя открытия в важнейших областях человеческого знания, таких как философия, психология, социология, языкознание и др., стало ведущей гуманитарной дисциплиной. А литература – ведущим видом искусства.

Подлинный, «не календарный» ХХ век, по словам А.Ахматовой, начался в 1917 году. Этот век открыл русскому и мировому читателю такие выдающиеся имена, как М.Шолохов и А.Платонов, М.Булгаков и А.Солженицын. В этот период продолжали творить С.Есенин, М.Цветаева, А.Ахматова, А.Толстой, В.Маяковский и другие художники.

Первое, что необходимо сказать о литературе этого периода – это то, что она продолжала традиции русской литературы 19 века. Прежде всего, она продолжила разработку основной проблемы литературы 19 века – проблемы смысла жизни, назначения человека на земле.
Разные писатели отвечали на поставленную проблему по–разному.

Писатели–социалистические реалисты говорили, что смысл жизни состоит в служении идее, в осуществлении на земле Царства Божия, коммунизма (В.Маяковский, Н.Островский, А.Безыменский и др.)

Писатели, придерживавшиеся христианских традиций, такие, как И.Шмелев, Б.Пастернак (поздний) утверждали, что человек должен жить по божьим заповедям, стремиться спасти свою душу.

Но большинство художников своими произведениями утверждали мысль о трагедийности бытия. То есть по мироощущению эта литература преимущественно трагедийная. Она насыщена апокалиптическими мотивами (например, у С.Есенина: «Посмотрите: у женщин третий вылупляется глаз из пупа»).

Большинство произведений современных авторов также трагедийно. Достаточно вспомнить, с каких произведений начиналась так называемая литература перестройки – в 1986 году были опубликованы «Плаха» Ч.Айтматова, «Пожар» В.Распутина, «Печальный детектив» В.Астафьева.  Эти произведения и появившиеся вслед за ними говорили, что человечеству угрожает «плаха» нравственного, экологического, ядерного уничтожения.

Русская литература ХХ века продолжила разговор на тему: человек добр или зол? Эта литература глубоко раскрыла двойственную природу человека: ангельскую и злую одновременно.

Но коль черти в душе гнездились,
Значит, ангелы жили в ней.

В лучших произведениях литературы этого периода отстаивается приоритет общечеловеческих ценностей над всякими иными, утверждается идея абсолютной самоценности личности.
В этот же период отдельные писатели создавали произведения, в основу которых был положен так называемый пролетарский гуманизм, согласно которому нравственно все то, что служит утверждению идеалов революции. В каче6стве примеров таких произведений можно привести «150000000» В.Маяковского, «Инонию» С.Есенина, «Смерть пионерки» Э.Багрицкого.
В то же время литература ХХ века была во многом и новаторской. И в области содержания, и в области формы.

В ХХ веке искусство столкнулось с усложнившейся действительностью, с убыстрением и нарастанием катастрофичности общественного развития, с обострением социальных противоречий, с коллизиями, порожденными развертыванием НТР, с глобальными проблемами (политическими, экологическими, нравственными), затрагивающими интересы всего человечества, а соответственно и с новыми запросами читательской аудитории. Русская литература ХХ века ответила на эти запросы, сосредоточив свои концептуальные усилия на проблемах экологии, отчуждения, конформизма, разобщенности людей, возможности построения общества на справедливых началах.

Эта литература была новаторской и в области формы. Она разработала новые жанры: роман–лирическое стихотворение «Доктор Живаго», опыт художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ», повествование в рассказах «Царь–рыба», книга про бойца «Василий Теркин». В поэзии весьма популярным становится акцентный стих. Бродский изобрел жанр стихопрозы. Новое содержание приобретали и старые жанровые формы – романа, повести, рассказа.
В литературе первой половины ХХ века господствующее положение занимали три художественные системы: модернизма, социалистического реализма и реализма, в литературе второй половины ХХ века доминирующее положение заняли художественные системы реализма и постмодернизма.