Понедельник, 26.06.2017, 08:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7532
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

ППЗ 1-9 по ист. рус. лит. ХХ века

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
 
Тема 1. ЛИТЕРАТУРА ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ
 
Вопросы для обсуждения:
1.    Особенности литературной ситуации двадцатых годов.
2.     Проблема кризиса гуманизма в публицистике М. Горького («Несвоевременные мысли»), дневниках И. Бунина («Окаянные дни») и М. Пришвина, статье А. Блока «Крушение гуманизма».
3.    Различные пути изображения революции в прозе двадцатых годов. Отражение хаоса и стихии революции в романе Б. Пильняка «Голый год». Проблематика романов Д. Фурманова «Чапаев» и А. Серафимовича «Железный поток».
4.    Проблема гуманизма и революционного насилия в «Донских рассказах» М. Шолохова и «Конармии» И. Бабеля.
5.    Героико-романтический пафос советской «пролетарской поэзии». Идеал «мировой революции», восставшей Вселенной» в творчестве А. Гастева, Н. Герасимова, В. Кириллова, В. Александровского.
6.    Романтический пафос поэзии М. Светлова, Э. Багрицкого.
7.    Утопическая концепция революции как «мужицкого рая» в творчестве Н. Клюева.
8.     Основные тенденции развития драматургии двадцатых годов.
 
Литература:
1.         Акимов, В.М. От Блока до Солженицына: судьбы русской литературы ХХ века (после 1917 г.): Новый конспект-путеводитель / В.М. Акимов. – СПб.: СПб. государственная академия культуры, 1994.
2.         Азадовский, К.М. Николай Клюев: Путь поэта / К.М. Азадовский. – Л.: Советский писатель, 1990. – 336 с.
3.         Баевский, В.С. История русской литературы ХХ века / В.С. Баевский. – М.: Языки руссской культуры, 1999. – 408 с.
4.         Баранов, В.И. Горький без грима. Тайна смерти: Роман-исследование / В.И. Баранов. – М.: Аграф, 2001. – 464 с.
5.         Белая, Г. Дон-Кихоты 20-х гг. «Перевал» и судьбы его идей / Г. Белая. – М., 1989.
6.         Белая, Г., Добренко, Е., Есаулов, И. «Конармия» Исаака Бабеля / Г. Белая, Е. Добренко, И. Есаулов. – М., 1993.
7.         Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерк русской литературы ХХ века / Б.М. Есаулов. – М., 1994.
8.         Голубков, М.М. Максим Горький / М.М. Голубков. – М.: МГУ, 2000.
9.         Голубков, М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20–30-е годы / М.М. Голубков. – М., 1992.
10.     Грознова, Н. Ранняя советская проза: 1917–1925 / Н. Грознова. – Л., 1976.
11.     Ершов, Л.Ф. История русской советской литературы / Л.Ф. Ершов. – М., 1988.
12.     Жолковский, А., Ямпольский, М. Бабель / А. Жолковский, М. Ямпольский. – М., 1994.
13.     Мусатов, В.В. История русской советской литературы ХХ в. (советский период) / В.В. Мусатов. – М., 2001.
14.     Роговер, Е.С. Русская литература ХХ века / Е.С. Роговер. – СПб-М., 2004.
15.     Скороспелова, Е.Б. Русская советская проза 20–30-х годов: судьбы романа / Е.Б. Скороспелова. – М., 1985.
 
Тема 2. «РАССКАЗЫ 1922–1924 ГОДОВ» М. ГОРЬКОГО
 
Вопросы для обсуждения:
1.    История создания цикла «Рассказы 1922–1924 годов» и критическая оценка их современниками.
2.    Философия утешительства и правды в произведениях М. Горького. Образ Савела («Отшельник») в ряду горьковских утешителей («Сказка о чиже, который лгал, и о дятле-любителе истины», «На дне», «Дело Артамоновых»). Речевая характеристика героя. Мир природы, мир людей и жизнь отшельника. Смысл финала рассказа.
3.    «Рассказ о герое», «Карамора» как варианты раскрытия психологии личности. Приемы создания характеров: монолог героя как основа композиции произведения, кинематографичность рассказов, драматическая насыщенность сюжета, авторская отстраненность от описываемого и другие.
4.    «Рассказ о необыкновенном» – итог цикла «Рассказы 1922–1924 годов». Яков Зыков как носитель противоречивых идей (гуманизм и жестокость героя). Поэтика «необыкновенного» в рассказе.
5.    Идейная и композиционная целостность цикла «Рассказы 1922–1924 годов» М. Горького.
 
 
 
 
 
Литература:
1.         Баранов, В. Горький без грима. Тайна смерти: Роман-исследование / В. Баранов. – М.: Аграф, 1996. – 397 с.
2.         Бялик, Б.А. Судьба Максима Горького / Б.А. Бялик. – М.: Художественная литература, 1973.
3.         Бялик, Б.А. Горький-драматург / Б.А. Бялик. – М.: Советский писатель, 1977.
4.         Волков, А.А. Художественный мир Горького (советские годы) / А.А. Волков.– М.: Современник, 1978. – 367 с.
5.         Воронский, А.К. О Горьком // Воронский А.К. Литературно-критические статьи. – 1963. – С. 364–383.
6.         Голубков, М.М. Максим Горький / М.М. Голубков. – М.: МГУ, 2000.
7.         Ионин, Г.Н. Хвато А.И. Русская литература ХХ в.: А. Блок, М. Горький / Г.Н. Ионин, А.И. Хвато. – СПб., 1994.
8.         Лагуновский, А.М. М. Горький и крестьянская Россия / А.М. Лагуновский // Материалы междунар. научного симпозиума Брест, 19–20 марта 2008 года, М. Горький и его эпоха. – Брест, 2008. – С. 78–82.
9.         Овчаренко, А.И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия / А.И. Овчаренко. – М.: Советский писатель, 1971. – 288 с.
10.     Примочкина, Н.Н. В поисках обновления (О рассказе Горького «Голубая жизнь») / Н.Н. Примочкина // Горький и его эпоха. Материалы и исследования. Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения). – 1994. – Вып.3. – С. 301–314.
11.     Примочкина, Н.Н. Писатель и власть: М. Горький в лит. движении 20-х г. / Н.Н. Примочкина. – 2-е изд. – М.: РОССПЭН, 1998. – 302 с.
12.     Спиридонова, Л.М. Горький: диалог с историей / Л.М. Спиридонова. – М.: Наследие, 1994. – 591 с.
13.     Спиридонова, Л.М. Горький: новый взгляд / Л.М. Спиридонова. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 264 с.
14.     Сухих, С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького / С.И. Спиридонова. – Нижний-Новгород, 1992.
 
Тема 3. ДРАМАТУРГИЯ М. ГОРЬКОГО 1930-Х ГОДОВ
(«ЕГОР БУЛЫЧЕВ И ДРУГИЕ»)
 
Вопросы для обсуждения:
1.         Характер замысла пьесы «Егор Булычев и другие».
2.         Воссоздание в пьесе многообразия общественной жизни России 1916–1917 годов. Философия войны и жизни в пьесе.
3.         Идейно-художественная сущность образа Егора Булычева. Герой в столкновении с «другими» и «иными».
4.         Жанровая специфика пьесы М. Горького. Смысл подзаголовка – «сцены». Особенности драматургического конфликта и действенной структуры пьесы. Жанрово-композиционная взаимообусловленность.
5.         Сценическая судьба пьесы М. Горького. Ее актуальное звучание для наших дней.
 
Литература:
1.    Баранов, В. Горький без грима. Тайна смерти: Роман-исследование / В. Баранов. – М.: Аграф, 1996. – 397 с.
2.              Бялик, Б.А. Судьба Максима Горького / Б.А. Бялик. – М.: Художественная литература, 1973.
3.              Бялик, Б.А. Горький-драматург / Б.А. Бялик. – М.: Советский писатель, 1977.
4.              Волков, А.А. Художественный мир Горького (советские годы) / А.А. Волков.– М.: Современник, 1978. – 367 с.
5.              Воронский, А.К. О Горьком // Воронский А.К. Литературно-критические статьи. – 1963. – С. 364–383.
6.              Голубков, М.М. Максим Горький / М.М. Голубков. – М.: МГУ, 2000.
7.              Ионин, Г.Н. Хвато А.И. Русская литература ХХ в.: А. Блок, М. Горький / Г.Н. Ионин, А.И. Хвато. – СПб., 1994.
8.              Лагуновский, А.М. М. Горький и крестьянская Россия / А.М. Лагуновский // Материалы междунар. научного симпозиума Брест, 19–20 марта 2008 года, М. Горький и его эпоха. – Брест, 2008. – С. 78–82.
9.              Овчаренко, А.И. М. Горький и литературные искания ХХ столетия / А.И. Овчаренко. – М.: Советский писатель, 1971. – 288 с.
10.          Примочкина, Н.Н. В поисках обновления (О рассказе Горького «Голубая жизнь») / Н.Н. Примочкина // Горький и его эпоха. Материалы и исследования. Неизвестный Горький (К 125-летию со дня рождения). – 1994. – Вып.3. – С. 301–314.
11.                Примочкина, Н.Н. Писатель и власть: М. Горький в лит. движении 20-х г. / Н.Н. Примочкина. – 2-е изд. – М.: РОССПЭН, 1998. – 302 с.
12.          Роговер, Е.С. Русская литература ХХ века / Е.С. Роговер. – СПб-М., 2004
13.          Спиридонова, Л.М. Горький: диалог с историей / Л.М. Спиридонова. – М.: Наследие, 1994. – 591 с.
14.          Спиридонова, Л.М. Горький: новый взгляд / Л.М. Спиридонова. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 264 с.
15.          Сухих, С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького / С.И. Спиридонова. – Нижний-Новгород, 1992.
 
Тема 4. ПРОБЛЕМАТИКА, ЖАНРОВОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Е. ЗАМЯТИНА «МЫ»
 
Вопросы для обсуждения:
1.         Социально-политические и эстетические предпосылки возникновения жанра социальной антиутопии в литературе 20-х годов.
2.         Характерные особенности жанра антиутопии.
3.         Проблематика романа «Мы» (проблема соотношения личности и государства, «я» и «мы», проблема гуманизма и фанатизма; проблема существования человека в условиях подавления личности и др.
4.         Мотивная структура и образная символика романа.
5.               Традиции русской классической литературы в романе «Мы» (Н.Г. Чернышевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский).
 
Задания для подготовки к занятию:
1.         Попытайтесь нарисовать схему управления Единого Государства и докажите, что оно тоталитарное.
2.         Перечитайте главу «Великий инквизитор» в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» и найдите параллели с романом «Мы» Е. Замятина. 
 
Литература:
1.         Давыдова, Т.Т. Творческая эволюция Евгения Замятина в контексте литературы первой трети ХХ века / Т.Т. Давыдова. – М., 2000.
2.         Долгополов, Л. Е. Замятин и В. Маяковский (к истории создания романа «Мы») / Л.Е. Долгополов // Русская литература. – 1988. – № 4.
3.         Доронченков, И.А. Об источниках романа Е. Замятина «Мы» / И.А. Доронченков // Русская литература. – 1989. – № 4.
4.               Гальцева, Р., Роднянская, И. Помеха – человек. Опыт века в зеркале антиутопий / Р. Гальцева, И. Роднянская // Новый мир. – 1988. – № 12.
5.         Зверев, А. Когда пробьёт последний час природы (О Е. Замятине) / А. Зверев // Вопросы литературы. – 1989. – №1.
6.         Лакшин, В. «Антиутопия» Е. Замятина / В. Лакшин // Знамя. – 1988. – № 4.
7.               Ланин, Б. Роман Е. Замятина «Мы» / Б. Ланин. – М.: Алконост, 1992. – 27 с.
8.         Латынина, Ю. В ожидании Золотого века: От сказки к антиутопии / Ю. Латынина // Октябрь. –1989. – № 6.
9.         Новое о Замятине: Сб. материалов. – М., 1999.
10.     Павлова-Сильванская, М. Это сладкое «Мы», это коварное «Мы» / М. Павлова-Сильванская // Дружба народов. – 1988. – №11.
11.     Роговер, Е.С. Русская литература ХХ века / Е.С. Роговер. – СПб-М., 2004.
12.         Шохина, В. На втором перекрестке утопий / В. Шохина // Звезда. – 1990. – № 11.
13.     Чаликова, В. Крик еретика: Антиутопия Е. Замятина / В. Чаликова // Воп. философии. – 1991. – № 1.
 
Тема 5. ПОЭМЫ С.А. ЕСЕНИНА
 
Вопросы для обсуждения:
1.    Творческая история поэмы «Пугачёв».
2.    Жанр и композиция произведения, его поэтика (образность, символика, особенности стиха и др.).
3.       Образы повстанцев в поэме (Пугачёв, Хлопуша, Бурнов и др.).
4.    Поэма «Пугачёв» и события 1917 года.
5.    Основной конфликт в поэме «Страна негодяев» и авторская точка зрения.
6.    Характеристика образов Чекистова, Рассветова и Номаха.
7.    Лиро-эпический характер поэмы «Анна Снегина».
8.    Главная идея произведения («Когда любим мы, не любят нас; когда любят нас, не любим мы».) и способы её выражения.
9.    Роль образа Прона Оглоблина в художественной структуре поэмы.
10.Поэма «Чёрный человек» в общем контексте творчества С. Есенина. Споры о поэме.
 
Задания для подготовки к занятию:
1.    Выучить отрывок из поэмы «Анна Снегина» от слов «Дорога довольно хорошая...» до конца произведения («Но, значит, любили и нас») наизусть.
2.    Законспектировать статьи:
а) Воронова, О. Философский смысл поэмы Есенина «Чёрный человек»: Опыт экзистенциального анализа / Вопросы литературы. – 1997. – № 6. – С. 343–353.
б) Шубникова-Гусева, Н. «Была бы душа жива...»: Новое о есенинской поэме «Анна Снегина» / Литературная учёба. – 1998. – Кн. 3. – С. 111–142.
Литература:
1.         Волков, А. Художественные искания Есенина. – М.: Советский писатель, 1976.
2.         Занковская, Л.В. Новый Есенин: Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии / Л.В. Занковская. –  М.: Флинта, 1997. – 416 с.
3.         Карпов, А. Поэмы Сергея Есенина: Учеб. пособие для вузов / А. Карпов. – М.: Высшая школа, 1989. – 111 с.
4.               Куняев, Ст. Времена и легенды: (Диалог со временем) / Ст. Куняев. – М., 1990.
5.               Лагуновский, А.М. Концепция революции в творчестве С. Есенина 1916–1923 годов / А.М. Лагуновский // Лiтаратуразнауства: Зб. Арт. – Минск, 1992. – С. 28–40.
6.         Лагуновский, А.М. «Русская душа» в творчестве С.А. Есенина / А.М. Лагуновский // Готовясь к уроку литературы... – Брест, 1995. – С. 30–41.
7.         Лагуновский, А.М. Трагический поединок, или история любви главных героев в поэме «Анна Снегина» / А.М. Лагуновский // В мире литературы. – Брест, 1999. – С. 44–46.
8.         Лагуновский, А.М. Сергей Александрович Есенин / А.М. Лагуновский // Русская литература ХХ века. – Мн., 2004. – С. 241–270.
9.               Лагуновский, А.М. Художественная концепция действительности в творчестве С. Есенина (проблема отчуждения): дис. …канд. филол. наук: 10.01.02 / А.М. Лагуновский. – Минск, БГПУ, 1993. – 197 л.
10.         Марченко, А. Поэтический мир Есенина / А. Марченко. – М., 1989.
11.     Наумов, Е. Сергей Есенин: Жизнь и творчество / Е. Наумов. – М.- Л., 1965.
12.     Турбин, В. Традиции Пушкина в творчестве Есенина. «Евгений Онегин» и «Анна Снегина» / В. Турбин // В мире Есенина. – М., 1986. – С. 264–284.
 
Тема 6. РУССКИЙ ИМАЖИНИЗМ. ТВОРЧЕСТВО
А. МАРИЕНГОФА И Р. ИВНЕВА
 
Вопросы для обсуждения:
1.    Русский имажинизм: источники, творческие принципы, представители.
2.    Образ Сергея Есенина в «Романе без вранья».
3.    Нравственная проблематика повести «Циники».
4.    Образы современников в автобиографическом повествовании  А. Мариенгофа «Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги». Мастерство портрета и диалога в произведении.
5.    Черты стиля А. Мариенгофа.
6.    Особенности мировоззрения Р. Ивнева. Спор с С. Есениным (стихотворение Р. Ивнева «Сергею Есенину» и стихотворение С. Есенина «Видно, так заведено навеки...»).
7.    Основные мотивы лирики Р. Ивнева.
 
Задания для подготовки к занятию:
1. Выучить наизусть:
1.1. Стихотворение «У вершин блаженства» Р. Ивнева;
1.2. Стихотворение «Видно, так заведено навеки...» С. Есенина.
2. Законспектировать:
а) Декларация / Есенин С. Собр. соч. в 6-ти томах. – Т.V. – М., 1979. – С. 252–256.
б) Манифест / Есенин С. Собр. соч. в 6-ти томах. – Т.V. – М., 1979. – С. 259–260.
в) Восемь пунктов / Есенин С. Собр. соч. в 6-ти томах. – Т.V. – М., 1979. – С. 261–264.
 
Литература:
1.    Большун, Б. Есенин и Мариенгоф: «Романы без вранья» или «Враньё без романов»? Из истории русского имажинизма / Б. Большун. – Гродно, 1993.
2.    Ивнев, Р. Избранное / Р. Ивнев. – М., 1988.
3.    Леонтьев, Н. Человек из легенды / Н. Леонтьев // Ивнев, Р. Избранное. – М., 1988. – С. 3–22.
4.    Мариенгоф, А.Б. Роман без вранья. Циники. Мой век, моя молодость... / А.Б. Мариенгоф. – Л., 1988.
5.    Ройзман, М. Всё, что помню о Есенине / М. Ройзман. – М., 1973.
6.    Лагуновский, А.М. Своеобразие лирического героя В. Шершеневича (сборники «Весенние проталинки» и «Carmina») / А.М. Лагуновский // Материалы республиканской научно-практич. конф. 24–25 апреля 2008 года, А.С. Пушкин в современном мире: Текст и контекст. – Брест, 2008 г. – С.100–107.
 
Тема 7. ПОСЛЕОКТЯБРЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО В.В. МАЯКОВСКОГО
 
Вопросы для обсуждения:
1.    Современные дискуссии о месте В.В. Маяковского в русской  литературе ХХ века.
2.     Творчество В.В. Маяковского в годы революции и гражданской войны.
3.     «Парижский» и «американский» циклы в общем контексте творчества В.В. Маяковского.
4.     Любовная лирика В.В. Маяковского.
5.     Тема поэта и поэзии.
6.     Маяковский-драматург.
7.     Новаторство В.В. Маяковского.
8.     В.В. Маяковский и поэзия ХХ века (Цветаева, Асеев, Евтушенко, Вознесенский и др.)
 
Литература:
1.    Гончаров, Б. Поэтика Маяковского / Б. Гончаров. – М., 1983.
2.    Карабчиевский, Ю. Воскресение Маяковского / Ю. Карабчиевский. – М., 1990.
3.    Карякин, В.И. Тайна гибели В. Маяковского / В.И. Карякин. – М., 1993.
4.       Катанян, В. Маяковский: Хроника жизни и деятельности / В. Катанян. – М., 1985.
5.    Михайлов, А. Точка пули в конце / А. Михайлов. – М., 1993.
6.       Перцов, В. Маяковский: Жизнь и творчество: В 3 т. / В. Перцов. – М., 1968–1972.
7.       Тренин, В. В мастерской стиха Маяковского / В. Тренин. – М., 1991.
 
Тема 8. ЖАНРЫ И ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ М.А. БУЛГАКОВА ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ
 
Вопросы для обсуждения:
1.    Начало творческой деятельности. Пророческий смысл и главные образы-мотивы статьи-размышления М.А. Булгакова «Грядущие перспективы».
2.    Художественные особенности, проблематика и образы романа «Белая гвардия».
3.    «Записки юного врача»:
3.1. Новаторство и психологизм писателя в изображении образа врача.
3.2. Тема России и русского народа в цикле.
4. Повесть «Собачье сердце» как вершина сатирической прозы  М.А. Булгакова двадцатых годов:
4.1. Особенности конфликта и своеобразие сатирической манеры М.А. Булгакова.
4.2. Принципы сатирической характеристики персонажей (портрет, диалог, язык, говорящие фамилии и др.).                                                                                                                                                                                        
 
 
Задания для подготовки к занятию:
Законспектировать статьи:
1. Великанова, И. Особенности сатиры М. Булгакова. Повесть «Собачье сердце» / И. Великанова // Литература в школе. – 1995. – № 6.
2. Бузник, В. Возвращение к себе: О романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» / В. Бузник // Литература в школе. – 1998. – № 1.
 
Литература:
1.               Бодрик, Е. Вечность с кремовыми шторами («Белая гвардия» М.А. Булгакова: к содержанию через чувственный мир героев) / Е. Бодрик // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1991. – № 11.
2.         Лагуновский, А.М. Михаил Афанасьевич Булгаков / А.М. Лагуновский // Русская литература ХХ века. – Мн., 2004. – С. 286–326.
3.         Лесскис, Г. Триптих М.А. Булгакова о русской революции / Г. Лесскис. – М.,1999.
4.         Максудов, С. , Покровская Н. «Плохой человек» профессор Преображенский (О восприятии повести студентами Гарвардского университета) / С. Максудов, Н. Покровская // Литературное обозрение. – 1991. – № 5.
5.         Соколов, Б. Булгаковская энциклопедия / Б. Соколов. – М., 1997.
6.               Соколов, Б. Три жизни Михаила Булгакова / Б. Соколов. – М., 1997.
7.         Яблоков, Е. Мотивы прозы Булгакова / Е. Яблоков. – М., 1997.
 
Тема 9. РОМАН М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» КАК ВЕРШИННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПИСАТЕЛЯ
 
Вопросы для обсуждения:
1.    Творческая история романа «Мастер и Маргарита».
2.    Композиция произведения.
3.    Картины современной М.А. Булгакову действительности в романе.
4.    Тема любви в произведении.
5.    Философское содержание романа. Характеристика образа Иешуа.
6.    Тема совести. Образ Понтия Пилата.
7.    Характеристика образа сатаны. Нетрадиционность образа.
8.    Уроки романа «Мастер и Маргарита».
                                   
Задания для подготовки к занятию:
Написать сочинение на одну из предложенных тем:
1.    Любили ли мастер и Маргарита друг друга?
2.    Проблема шариковщины в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и её современное звучание.
 
Литература:
1.         Барков, А. О Булгакове, Маргарите и мастерах социалистической литературы / А. Барков. – Киев, 1990.
2.               Вулис, А. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / А. Вулис. – М., 1991.
3.         Доманский, В. Только человек ответствен за добро и зло. К изучению романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / В. Доманский // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – № 11.
4.               Лагуновский, А.М. Михаил Афанасьевич Булгаков А.М. Лагуновский // Русская литература ХХ века. – Минск, 2004. – С. 286–326.
5.         Лагуновский, А.М. О социальных и нравственных уроках романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» / А.М. Лагуновский // Вестник БрГУ. – 2000. – № 5.
6.         Молотаева, Н. Портрет на фоне (Подтекст в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита») / Н. Молотаева // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1991. – № 11.
7.               Роговер, Е.С. Русская литература ХХ века / Е.С. Роговер. – СПб-М., 2004.
8.         Соколов, Б. Булгаковская энциклопедия / Б. Соколов. – М., 1997.
9.               Соколов, Б. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» / Б. Соколов. – М., 1991.
10.     Сухих, И. Евангелие от Михаила / И. Сухих // Звезда. – 2000. – № 6.