ППЗ 19-27 по ист. рус. лит. ХХ века
Тема 19. ВОЕННАЯ ПРОЗА В. НЕКРАСОВА,В. КОНДРАТЬЕВА, Б. ВАСИЛЬЕВА
Вопросы для обсуждения:
1. Великая Отечественная война как страшное бедствие в жизни народа. Масштабы трагедии. Военный «след» в памяти и психологии народа, в его литературе.
2. Различные подходы к изображению темы Великой Отечественной войны в русской литературе.
3. Новаторство и образы повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
4. Отражение суровых будней войны в повести В. Кондратьева «Сашка».
5. Проблема «страшной войны и сохранённой человечности» в повести «Сашка». Секрет популярности произведения.
6. Художественное своеобразие, герои повестей В. Кондратьева «Отпуск по ранению» и «Встречи на Сретенке».
7. Романтика и высокий пафос романа Б. Васильева «В списках не значился».
Задания для подготовки к занятию:
Законспектировать статью:
1. Айзерман, Л. «Внимая ужасам войны» / Л. Айзерман. – Литература в школе. – 1992. – № 5–6. – С. 51–58.
Литература:
1. Дедков, И. Живое лицо времени / И. Дедков. – М., 1986.
2. Кардин, В. Виктор Некрасов и Юрий Керженцев: О повести «В окопах Сталинграда» и о её авторе / В. Кардин // Вопросы литературы. – 1989. – №4. – С. 113–148.
3. Карпов, А. Жанровое своеобразие прозы В. Некрасова / А. Карпов // Филологические науки. – 1998. – №4. – С. 23–30.
4. Кондратьев, В. Пока мы живы... (О работе над повестью «Сашка») / В. Кондратьев // Вопросы литературы. – 1979. – № 6.
5. Куземский, В. Ад глазами Юрия Керженцева (Материалы к уроку по повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасова) / В. Куземский // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1991. – №10. – С. 29–34.
6. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература 1950–1990-е годы: В двух томах / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003.
7. Росляков, В. Сашка и другие... / В. Росляков // Литературная газета. – 1981. – 19 августа. – С. 4.
8. Учамбрина, И. «Привет с фронта». Урок по повести Вяч. Кондратьева в IХ классе / И. Учамбрина // Литература в школе. – 1997. – № 2. – С. 83–89.
Тема 20. ПОЭТИЧЕСКАЯ ЛЕТОПИСЬ А.Т. ТВАРДОВСКОГО
Вопросы для обсуждения:
1. Твардовский А.Т.: образ поэта, истоки творчества. Твардовский как редактор журнала «Новый мир».
2. Основные мотивы и темы лирики Твардовского, её художественные достоинства, своеобразие стиха.
3. «Василий Тёркин»:
3.1. Творческая история поэмы.
3.2. Особенности композиции и сюжета произведения.
3.3. Образ Василия Тёркина.
3.4. Тема войны в произведении.
3.5. Образ родины.
3.6. «Василий Тёркин» – энциклопедия жизни народа на войне.
4. Своеобразие поэмы «Дом у дороги».
5. Обличение социально-нравственных пороков советской системы в поэме «Тёркин на том свете». Актуальность произведения.
6. Жанровое своеобразие и проблематика поэмы «По праву памяти».
Задания для подготовки к занятию:
Напишите сочинение на одну из предложенных тем:
1. Прошлое и настоящее в поэмах А.Т. Твардовского «За далью – даль» и «По праву памяти».
2. Тема памяти в творчестве А.Т. Твардовского («Две строчки», «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война...», «По праву памяти»).
Литература:
1. Айзерман, Л. «...Никакой моей вины...»?: (К изучению творчества А. Твардовского на уроке литературы в ХI классе) / Л. Айзерман // Народное образование. – 1991. – №12. – С. 40–45.
2. Кондратович, А. Александр Твардовский: Поэзия и личность / А. Кондратович. – М., 1978.
3. Кочетков, В. Слово об Александре Твардовском / В. Кочетков // Наш современник. – 1986. – №2. – С. 166–172.
4. Кулинич, А.В. Александр Твардовский: Очерк жизни и творчества / А.В. Кулинич. – Киев, 1988.
5. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература 1950–1990-е годы: В двух томах / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003.
6. Македонов, А. Творческий путь Твардовского: Дома и дороги / А. Македонов. – М., 1981.
7. Македонов, А. Письма Твардовского о его последней поэме «По праву памяти» / А. Македонов. – Русская литература. – 1991. – №3.
8. Пьяных, М. Эпос и лирика воюющей России / М. Пьяных // Звезда. – 1995. – №5. – С. 156–161.
9. Романова, Р. Александр Твардовский: Страницы жизни и творчества: Книга для учителя / Р. Романова. – М., 1989.
10. Скороспелова, Е.Б. Русская проза ХХ века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго») / Е.Б. Скороспелова. – М., 2003.
11. Страшнов, С.Л. Поэмы А.Т. Твардовского / С.Л. Страшнов. – Иваново, 1990.
Тема 21. «ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА»:
ПОЗИЦИИ А. СОЛЖЕНИЦЫНА И В. ШАЛАМОВА.
Вопросы для обсуждения:
1. История создания и публикации рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Роль этой публикации в истории литературы.
2. Работа В.Т. Шаламова над «Колымскими рассказами» и «Колымскими тетрадями». Роль самиздата и тамиздата в их распространении.
3. Поэтика «лагерной прозы» А.И. Солженицына: композиция, персонаж, слово.
4. Поэтика «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова.
5. Человек в условиях несвободы в трактовке разных писателей.
6. Основные направления спора между А.И. Солженицыным и В.Т. Шаламовым: мировоззренческие и литературные.
Задания для подготовки к занятию:
1. Подготовить сообщение на тему: «Основные этапы жизни и творчества А.И. Солженицына».
1. Подготовить реферативное сообщение на тему «Основные этапы жизни и творчества В.Т. Шаламова».
Литература:
1. Волкова, Е. Трагический парадокс Варлама Шаламова / Е. Волкова. – М.: Республика, 1998. – 176 с.
2. Геллер, М. Российские заметки 1969–1979 / М. Геллер. – М.: МИК, 1999.
3. Джагалов, Р. Варлам Шаламов и пути советского экзистенциализма / Р. Джагалов // К столетию со дня рождения Варлама Шаламова. Материалы конференции. – М., 2007. – C. 55–72.
4. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература. 1950–1990-е годы: В двух томах / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003.
5. Сараскина, Л. Александр Солженицын / Л. Сараскина. – М.: Молодая гвардия, 2008.
6. Солженицын, А.И. С Варламом Шаламовым / А.И. Солженицын // Новый мир. – 1999. – № 4. – С. 163–169.
7. Шаламов, В. <Из записных книжек> / В. Шаламов // Знамя.–1995. – № 6. – С. 143–144.
8. Шаламов, В. Воспоминания / В. Шаламов. – М., 2001.
9. Шкловский, Е. Варлам Шаламов // Е. Шкловский. – М., 1991.
Тема 22. НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКИЙ МИР РОМАНА Б. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»
Вопросы для обсуждения:
1. Путь писателя к роману «Доктор Живаго» и его творческая история.
2. Образ Юрия Живаго:
2.1. Проследить основные этапы становления личности героя.
2.2. Показать на конкретных примерах из текста, как соотносится судьба героя с историческими событиями, какую позицию занимает он в споре о гуманизме и жестокости, об искусстве.
3. Женские образы в романе. Обратите внимание на основные этапы в развитии характера Лары.
4. Исторические судьбы России в художественном сознании героев романа. (Обратите внимание на историко-философские суждения Веденяпина, Гордона и других героев об идее свободной личности, об идее жизни как жертве. Отношение героев к России, к народу, к революции и войне).
5. Художественное совершенство романа.
5.1. Какова сюжетная и композиционная роль «Стихотворений Юрия Живаго»?
5.2. В чем состоит своеобразие жанра и композиции романа?
5.3. Объясните роль евангельских мотивов и образов в романе.
5.4. Охарактеризуйте особенности психологической характеристики героев в романе «Доктор Живаго».
Задания для подготовки к занятию:
1. Познакомиться с различными критическими оценками романа и определить свое отношение к ним.
2. Выучить наизусть одно стихотворение их цикла «Стихотворения Юрия Живаго» и сделать в тетради его письменный анализ.
Литература:
1. Борисов, В.М., Пастернак, Е.Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» / В.М. Борисов, Е.Б. Пастернак // Новый мир. – 1988. – № 6.
2. Вильмонт, Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли / Н. Вильмонт. – М., 1989.
3. «Доктор Живаго» Б. Пастернака: С разных точек зрения. Сб. материалов и статей. – М., 1990.
4. Иванова, Н. Смерть и воскресение Юрия Живаго / Н. Иванова // Юность. – 1988. – № 5.
5. Колобаева, Л. От временного к вечному / Л. Колобаева // Вопросы литературы. – 1988. – № 3.
6. Кузичева, А. Диагноз «Доктора Живаго» / А. Кузичева // Книжное обозрение. – 1988. – 24 июня.
7. Лагуновский, А.М. «Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра…» / А.М. Лагуновский // В мире литературы. – Брест, 2004. – С. 131–135.
8. Лихачев, Д.С. Размышления над романом Б. Пастернака «Доктор Живаго» / Д.С. Лихачев // Новый мир. – 1988. – № 1.
9. Обсуждаем роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Вопросы литературы. – 1988. – № 9.
10. Овчинников, Н.Ф. Б.Л. Пастернак: поиски призвания (от философии к поэзии) / Н.Ф. Овчинников // Вопросы философии. – 1990. – № 4.
11. Скороспелова, Е.Б. Русская проза ХХ века. От А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго») / Е.Б. Скороспелова. – М., 2003.
12. Смирнов, И.П. Роман тайн «Доктор Живаго» / И.П. Смирнов. – М., 1996.
Тема 23. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
Вопросы для обсуждения:
1. Истоки. Специфика жанра.
2. Жизненный и творческий путь Б.Ш. Окуджавы.
3. Жизненный и творческий путь Ю. Визбора.
4. Жизненный и творческий путь В.С. Высоцкого.
5. Жизненный и творческий путь А. Галича.
6. Своеобразие песенного творчества А. Розенбаума.
Задания для подготовки к занятию:
1. Напишите реферат, посвящённый жизни и творчеству одного из поэтов-бардов.
2. Выучите наизусть слова одной из полюбившихся бардовских песен.
Литература:
1. Азаров, А. «Из всех ремёсел воспоём добро...» (О творчестве Ю Визбора) / А. Азаров // Книжное обозрение. – 1987. – №10. – С. 8.
2. Большанок, З. Александр Галич / З. Большанок // Нева. – 1992. – № 3.
3. Горбачёв, А. Поёт Владимир Высоцкий. Очерк жизни и творчества / А. Горбачев // Народная асвета. – 1995. – №1. – С. 32–38.
4. Городницкий, А. «И слышен сердца стук...» (О Ю. Визборе) / А. Городницкий // Аврора. – 1991. – № 11. – С. 21–22.
5. Зобин, Г. Опыт ностальгии (Об А. Галиче) / Г. Зобин // Новое время. – 1999. – № 2/3. – С. 57.
6. Иваницкая, Е. Новые русские мальчики (Об А. Галиче) / Е. Иваницкая // Знамя. – 1992. – №10.
7. Карабчиевский, Ю. И вохровцы, и зэки: Заметки о песнях А. Галича / Ю. Карабчиевский /// Нева. – 1991. – №1. – С. 170–176.
8. Кастрель, Д. Из песни слова не выкинешь (О В. Высоцком) / Д. Кастрель // Музыкальная жизнь. – 1990. – №13. – С. 10–12.
9. Ким, Ю. Спой нам, Визбор / Ю. Ким // Юность. – 1985. – №1. – С. 107–108.
10. Крылов, А. Как это всё было на самом деле (Из творческой мастерской А. Галича) / А. Крылов // Вопросы литературы. – 1999. – №6. – С. 279–286.
11. Лебедева, Е. Владимир Высоцкий / Е. Лебедева // Русский язык в школе. – 1999. – №2. – С. 84–86.
12. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература 1950 – 1990-е годы / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003.
13. Педенко, С. «Эрика» берёт четыре копии»: Возвращение А. Галича / С. Педенко // Вопросы литературы. – 1989. – № 4. – С. 80–112.
14. Рыбальченко, Ю. Высоцкий. Черты характера / Ю. Рыбальченко // Аврора. – 1991. – №7. – С. 81–99.
15. Уварова, С. «Писать о войне трудно...» (О поэзии Б. Окуджавы и В. Высоцкого) / С. Уварова // Детская литература. – 1988. – № 5/6. – С. 144–147.
Тема 24. СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА В РАССКАЗАХ В.М. ШУКШИНА
Вопросы для обсуждения:
1. На каких сторонах быта и духовного мира героев сосредоточено внимание автора?
2. Обратите внимание на поиски смысла жизни шукшинскими героями, на то, как решает писатель проблему жизни и смерти.
3. Шукшинское решение «проклятых» русских вопросов «кто виноват?» и «что делать?».
3.1. Каким образом развивается основной конфликт в рассказах Шукшина?
3.2. Как сами герои осмысливают противоречие своего бытия?
3.3. В чем своеобразие выражения авторской позиции в осмыслении драматизма жизни своих героев?
4. Способы художественной реализации конфликта в рассказах В.М. Шукшина.
Задания для подготовки к занятию:
1. Подготовить сообщение на тему: «Споры о «деревенской прозе» в критике и литературоведении».
2. Повторить по «Введению в литературоведение» материал о художественном конфликте и его типах.
3. Прочитать 5–7 рассказов позднего Шукшина (Горе; На кладбище; Как зайка летал на воздушных шариках; Обида; Жена мужа в Париж провожала; Боря; Сураз; Жил человек; Танцующий Шива; Ночью в бойлерной, Микроскоп; Миль пардон, мадам; Алеша Бесконвойный; Верую). Проследить на материале выбранных произведений своеобразие конфликта и способы его художественной реализации.
Литература:
1. Апухтина, В. Проза Шукшина / В. Апухтина. – М., 1981.
2. Белая, Г. Антимиры Василия Шукшина / Г. Белая // Литературное обозрение. – 1977. – № 5.
3. Горн, В. Характеры Василия Шукшина / В. Горн. – Барнаул, 1981.
4. Козлова, С.М. Поэтика рассказов В.М. Шукшина / С.М. Козлова. – Барнаул, 1992.
5. Коробов, В.И. Василий Шукшин / В.И. Коробов. – М., 1984.
6. Коробов, В.И. Василий Шукшин: Вещее слово. / В.И. Коробов. – М., 1999.
7. Панкин, Б. Василий Шукшин и его «чудики» / Панкин, Б. – М., 1982.
8. Сигов, В. Русская идея В.М. Шукшина / В. Сигов. – М., 1999.
9. Творчество В.М. Шукшина в современном мире. – Барнаул, 1999.
10. Черносвитов, Е. Пройти по краю: Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти, бессмертии / Е. Черносвитов. – М., 1989.
Тема 25. ТРИЛОГИЯ В.И. БЕЛОВА О КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ
Вопросы для обсуждения:
1. Жизнь и творчество В.И. Белова (обзор).
2. Место романа «Кануны» в ряду произведений о коллективизации (перечислить).
3. Творческая история. Восприятие романа критикой.
4. Своеобразие жанра романа у В.И. Белова.
5. Народные характеры и их воплощение.
6. Язык произведения.
7. «Год великого перелома» как произведение исторической хроники.
8. «Час шестый» как завершающее произведение трилогии.
Литература:
1. Бараков, В. Час шестый / В. Бараков // Русский Север. – 2002. – 6–12 ноября. – С. 21.
2. Селезнев, Ю. Василий Белов. Раздумья о творческой судьбе писателя / Ю. Селезнев. – М., 1983.
3. С разных точек зрения: «Кануны» В. Белова. – М., 1991.
4. Широкова, Л.В. Проза В.И. Белова в контексте русской литературы 80-х – 90-х годов ХХ века: дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / Л.В. Широкова. – Вологда, 2004.
Тема 26. РУССКАЯ ПОЭЗИЯ 40-Х – 80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Вопросы для обсуждения:
1. Основные тенденции развития поэзии 40–80-х годов.
2. Феномен Е. Евтушенко.
3. Новаторство поэзии А. Вознесенского.
4. Герой поэзии Р. Рождественского.
5. Лирический герой А. Тарковского.
6. Темы поэзии Н. Рубцова. Драматизм судьбы.
7. Истоки русского постмодернизма в творчестве И. Бродского.
Задания для подготовки к занятию:
1. Выберите для конкретного анализа творчество одного из поэтов.
2. Составьте тезисный план анализа и сделайте общий вывод о характерных особенностях лирики поэта, пользуясь пунктами плана.
3. Выучьте наизусть одно стихотворение любого поэта и сделайте его письменный анализ.
Литература:
1. Бараков, В.Н. Лирика Николая Рубцова / В.Н. Бараков. – Вологда, 1993.
2. Белков, В. Жизнь Рубцова / В. Белков. – Вологда, 1993.
3. Кожинов, В. Николай Рубцов / В. Кожинов. – М., 1976.
4. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература 1950–1990-е годы / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003.
5. Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. – СПб., 1997.
6. Ранчин, А. «На пути Мнемозины»: Интертексты Бродского / А. Ранчин. – М., 2001.
7. Руссова С. Николай Заболоцкий и Арсений Тарковский: Опыт сопоставления / С. Руссова. – Киев, 1999.
Тема 27. РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРОЗА В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ЕЕ СТИЛЕВЫЕ ТЕЧЕНИЯ
Вопросы для обсуждения:
1. Особенности современного этапа развития русской литературы.
2. Художественно-публицистическая ветвь реалистической прозы. Беспощадность в изображении ужасов повседневной жизни в повести В. Астафьева «Печальный детектив». Особенности «жестокого реализма».
3. Философическая ветвь современной прозы. Произведения на религиозную тематику:
3.1. Проблематика и идейное содержание повести В. Алфеевой «Джвари».
3.2. Своеобразие рассказа О. Николаевой «Кукс из рода серафимов».
3.3. Художественный мир романа Ф. Светова «Отверзи ми двери».
3.4. Библейская и мифологическая символика в романе О. Ермакова «Знак зверя».
4. Условно-метафорическая проза в современной русской литературе:
4.1. Социальная сказка Ф. Искандера «Кролики и удавы» как модель тоталитарного государства. Споры о произведении.
4.2. Апокалиптические картины гибели цивилизации в антиутопиях Л. Петрушевской «Новые робинзоны» и А. Адамовича «Последняя пастораль».
5. «Натуральное» течение в современной реалистической прозе:
5.1. Проблематика и художественные особенности повести С. Каледина «Смиренное кладбище».
5.2. Картины жизни в рассказах Л. Петрушевской «Свой круг» и «Время ночь».
Задания для подготовки к занятию:
Напишите письменную работу на одну из предложенных тем:
1. Проблема русского национального характера в повести В.П. Астафьева «Печальный детектив».
2. Красота и её роль в жизни человека (по рассказу О. Николаевой «Кукс из рода серафимов»).
3. Афганская война в романе О. Ермакова «Знак зверя».
4. Мои впечатления от знакомства с прозой «натуральных» писателей.
Литература:
1. Иванова, Н. Смех против страха / Н. Иванова // Знамя. – 1988. – Кн. 3. – С. 220–228.
2. Иванова, Н. Смех против страха, или Фазиль Искандер / Н. Иванова. – М., 1990.
3. Казинцев, А. Очищение или злословие? / А. Казинцев // Наш современник. – 1988. – №2.
4. Ланщиков, А.П. Вечно живая исповедь: По поводу романа В. Астафьева «Печальный детектив» / А.П. Ланщиков // Москва. – 1986. – №9. – С. 188–196.
5. Ланщиков, А.П. Виктор Астафьев / А.П. Ланщиков. – М., 1992.
6. Лейдерман, Н.Л., Липовецкий, М.Н. Современная русская литература 1950 – 1990-е годы / Н.Л. Лейдерман, М.Н. Липовецкий. – М., 2003.
7. Курбатов, В.Я. Миг и вечность: Размышления о творчестве В. Астафьева / В.Я. Курбатов. – Красноярск,1983.
8. Нефагина, Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов ХХ века / Г.Я. Нефагина. – Минск, 1998.
9. «Печальный детектив» В. Астафьева: Мнение читателя и отклики критиков / Вопросы литературы. – 1986. – №11. – С. 73–112.
10. Роднянская, И. Марс из бездны / И. Роднянская // Новый мир. – 1993. – № 4.
11. Чупринин, С. Похвала злословию / С. Чупринин // Литературная газета. – 1987. – №44.