Пятница, 20.10.2017, 19:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Общая хар-ка литературного процесса 20-х годов


Общая   характеристика   литературного  процесса   20–х годов.


План:

1. Краткая   характеристика   литературы  20–х годов.
2. Жанровое   разнообразие  и  тематика  литературы  20–х  годов.
3. Общественно–политическая  жизнь.
4. Ведущие  литературные  группировки. 



Литература

1. Акимов В.М. От Блока до Солженицына. М., 1994.
2. Голубков М. Русская литература ХХ века. После раскола. М., 2001.
3. История русской литературы ХХ века (20–90–е годы). М., МГУ, 1998.
4. История советской литературы: Новый взгляд.  М.,1990.
5. Мусатов В.В. История русской литературы ХХ в. (советский период). М., 2001.
6. Русская литература ХХ века. Мн., 2004.
7. Русская литература ХХ века в 2 частях/под ред. проф. Кременцова. М., 2003.



Октябрьский переворот  призвал  литературу  на службу революции. На этот призыв откликнулись немногие. Большинство литераторов выступило с  разоблачением большевистского заговора, направленного против русского народа. Таким образом, ведущим  жанром  в  начале  периода  была  публицистика.  Она выдвигала вопросы, которые сохранили свою актуальность на протяжении всей истории развития русской литературы ХХ века. Это взаимоотношения революции и человечности, политики и нравственности, проблема кризиса традиционного гуманизма и рождение «нового человека», проблема технической цивилизации и будущего, судьба культуры в эпоху революционной ломки, проблема народного характера, проблема ограничения и подавления личности в новых условиях и т.д. После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой–либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства. Так, например, была группа «Ничевоки», провозглашавшая: «Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя ничего». Большую роль в литературной жизни сыграл Петроградский Дом искусств (1919–1923). Там работали литературные студии – Замятина, Гумилева, Чуковского, было выпущено два одноименных альманаха. Наряду с Домом литераторов и Домом ученых он был «кораблем», «ковчегом», спасающим петербургскую интеллигенцию в годы революционной разрухи – роль Ноя возлагалась на Горького. (Недаром роман О.Форш о жизни в Доме искусств назывался «Сумасшедший корабль»).  Необходимо отметить старейшее Общество любителей русской словесности (1811–1930), среди председателей и членов которого были почти все известные русские писатели. В ХХ веке с ним связаны имена Л.Толстого, В.Соловьева, В.Короленко, В.Вересаева, М.Горького, К.Бальмонта, Д.Мережковского, В.Брюсова, А.Белого, Вяч. Иванова, М.Волошина, Б.Зайцева, А.Куприна, Н.Бердяева. В 1930 году это уникальное и активно пропагандирующее литературную классику общество разделило участь всех остальных объединений и групп.

Исход большой части русских писателей за рубеж также способствовал возникновению различного рода объединений, тем более, что по этому параметру в 20–е годы между двумя ветвями литературы шло своего рода соревнование. В Париже в 1920 г. выходил журнал «Грядущая Россия» (1920), связанный с именами М.Алданова, А.Толстого. Долгой была жизнь «Современных записок» (1920–1940) – журнала эсеровского направления, где печаталось старшее поколение эмигрантов. Мережковский и Гиппиус в Париже создали литературно–философское общество «Зеленая лампа» (1926), его президентом стал Г.Иванов. Закату объединения способствовало появление нового журнала «Числа» (1930–1934). «Под тяжестью «Чисел» медленно и явно гаснет «Лампа»,– сетовала З.Гиппиус.   Русские литературные центры сложились и в других крупных городах Европы. В Берлине в начале 20–х годов были Дом искусств, Клуб писателей, учрежденный высланными из России Н.Бердяевым, С.Франком, Ф.Степуном и М.Осоргиным. Горький издавал в Берлине журнал «Беседа» (1923–1925), где печатались А.Белый, В.Ходасевич, Н.Берберова и др. Там же выходил и литературный альманах «Грани» (1922–1923). «Русский Берлин» – тема многочисленных исследований и изысканий зарубежных славистов.   В Праге, например, издавались журналы «Воля России» (1922–1932), «Своими путями» (1924–1926). Интересна «география» издания журнала «Русская мысль» – в Софии (1921–1922), в Праге (1922–1924), в Париже (1927). Общая характеристика журналов дана Глебом Струве. В  книге «Русская литература в изгнании» он называет писательские объединения литературными гнездами, подчеркивая их влияние на развитие литературных талантов.

Бурная общественно–политическая борьба не могла не оказывать своего влияния на литературный процесс тех лет. Возникают и получают широкое распространение такие понятия, как «пролетарский писатель», «крестьянский писатель», «буржуазный писатель», «попутчик». Писателей начинают оценивать не по их значимости и не по художественной ценности их произведений, а по социальному происхождению, по политическим убеждениям, по идеологической направленности их творчества.

В конце 20–х годов происходит нарастание негативных явлений: партийное руководство и государство начинают активно вмешиваться в литературную жизнь, наблюдается тенденция к одновариантному развитию литературы, начинается травля выдающихся писателей (Е.Замятин, М.Булгаков, А.Платонов, А.Ахматова).

Таким образом, основными чертами этого периода были воздействие событий революции и гражданской войны на литературное творчество, борьба с классическими тенденциями, приход в литературу новых авторов, формирование эмигрантской литературы, тенденции к многовариантному развитию литературы в начале периода и нарастание негативных тенденций в конце.