Вторник, 19.03.2024, 06:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

ППЗ 10-18 по ист. рус. лит. ХХ века

Тема 10. ТЕМА М.А. БУЛГАКОВ-ДРАМАТУРГ
 
Вопросы для обсуждения:
1.    М.А. Булгаков и театральное движение.
2.    Сценическая и литературная судьба «Дней Турбиных».
3.    Тематика и новаторство пьесы «Дни Турбиных». Синтез исторического и семейного начал.
4.    Проблематика и герои пьесы «Бег».
5.    Идея бегства и мотив лицедейства в пьесе «Зойкина квартира».
6.    Проблема литературного раболепства  в пьесе «Багровый остров».
7.    Художник и власть в пьесе «Кабала святош» («Мольер»).
8.    История взаимоотношений Булгакова и Сталина. Анализ пьесы «Батум».
 
Задания для подготовки к занятию:
Внимательно изучите статью, сделайте выписки из неё:
Смелянский А. Драмы и театр Михаила Булгакова / Булгаков М. Собрание сочинений в 5 томах. – М., 1990. – Т.3. – С. 573–609.
 
Литература:
1.    Гудкова, В., Ерыкалова, И.  и др. Комментарии / В.  Гудкова, И. Ерыкалова // Булгаков М. Собрание сочинений в 5 томах. – М., 1990. – Т.3. – С. 609–702.
2.       Гудкова, В., Лурье, Я., Нинов, А. Примечания / В. Гудкова, Я. Лурье, А. Нинов // Булгаков М. Пьесы 1920-х годов. – Л., 1989. – С.510–586.
3.    Лагуновский, А.М. Михаил Афанасьевич Булгаков / А.М. Лагуновский // Русская литература ХХ века. – Мн., 2004. – С. 286–326.
4.    Нинов, А. Михаил Булгаков и театральное движение 1920-х годов / А. Нинов // Булгаков М. Пьесы 1920-х годов. – Л., 1989. – С. 4–32.
5.       Петровский, М. Дело о «Батуме» / М. Петровский // Театр. – 1990. – № 2. – С. 161–168.
6.    Смелянский, А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре / А.М. Смелянский. – М., 1989.
7.       Чудакова, М. Первая и последняя попытка: Пьеса М. Булгакова о Сталине / М. Чудакова // Современная драматургия. – 1988. – № 5. – С. 204–220.
 
Тема 11. ЛИТЕРАТУРА ТРИДЦАТЫХ ГОДОВ
 
Вопросы для обсуждения:
1.         Особенности литературной ситуации тридцатых годов. Проблемы нового творческого метода, «социального заказа», «коммунистической партийности» и свободы художественного творчества на I съезде советских писателей.
2.          Зарождение «производственного романа». Героика труда, тип героя-энтузиаста в романе Ф. Гладкова «Цемент».
3.         Тема социалистического строительства и многообразие её идейно-художественных решений («Соть» Л. Леонова, «Гидро-централь» М. Шагинян, «Время, вперёд!» В. Катаева, «Колхида»  К. Паустовского, «День второй» И. Эренбурга).
4.         Герой-современник в изображении Ю. Крымова («Танкер «Дербент»), А. Малышкина («Люди из захолустья»), А. Платонова («Ювенильное море»).
5.         Тема деревни и проблемы коллективизации в интерпретации М. Шолохова («Поднятая целина»), Ф. Панфёрова («Бруски»).
6.         «Роман воспитания» и концепция его героя (Н. Островский «Как закалялась сталь», А. Макаренко «Педагогическая поэма»).
7.         Ведущие жанры поэзии тридцатых годов.
8.               Основные тенденции развития драматургии тридцатых годов.
 
Задания для подготовки к занятию:
Выучить наизусть одно стихотворение Я. Смелякова («Любка», «Хорошая девочка Лида») и сделать его письменный анализ.
 
Литература:
1.         Акимов, В.М. От Блока до Солженицына / В.М. Акимов. – М., 1994.
2.         Голубков, М.М. Утраченные альтернативы. Формирование монистической концепции советской литературы. 20–30-е годы / М.М. Голубков. – М., 1992.
3.         Ершов, Л.Ф. История русской советской литератур / Л.Ф. Ершов. – М., 1988.
4.         Лагуновский, А.М. Михаил Александрович Шолохов / А.М. Лагуновский // Русская литература ХХ века. – Мн., 2004. – С. 360–398.
5.         Мусатов, В.В. История русской советской литературы ХХ в. (советский период) / В.В. Мусатов. – М., 2001.
6.         Роговер, Е.С. Русская литература ХХ века / Е.С. Роговер. – СПб-М., 2004.
7.         Скороспелова, Е.Б. Русская советская проза 20–30-х годов: судьбы романа / Е.Б. Скороспелова. – М., 1985.
 
Тема 12. ТВОРЧЕСТВО А.П. ПЛАТОНОВА
 
Вопросы для обсуждения:
1. Философские источники творчества А. Платонова:
1.1. Н. Фёдоров и А. Платонов.
1.2.  З. Фрейд и А. Платонов.
1.3.  Библейские реминисценции в творчестве писателя.
2.  Идейно-художественное содержание романа «Чевенгур»:
2.1.  характеристика жанровых особенностей романа (роман-фантасмагория, роман-антиутопия, роман-сатира или философский роман?).
2.2.  Образы Саши Дванова и Степана Копенкина.
2.3.  Образ народа в романе.
2.4. Образ коммунистического рая в произведении: светлое будущее или объект авторской сатиры?
3. Трагическая концепция социалистических преобразований в повести «Котлован».
4. Проблема добра и зла в повести «Джан» и рассказе «Песчаная учительница».
                                   
Задания для подготовки к занятию:
1.    При знакомстве с текстами  А.П. Платонова обратите внимание на афористичность речи многих персонажей писателя («Без истины стыдно жить», «Без меня народ неполный»), выпишите свои примеры и прокомментируйте их.
2.    Законспектируйте:
Яблоков, Е. Комментарий / Платонов, А. Чевенгур. – М., 1991. – С. 536–544, 558–570, 575–578, 590–594, 605, 610–611.
Павловский, А. Яма: О художественно-философской концепции повести А. Платонова «Котлован» / А. Павловский. – Русская литература. – 1991. – № 1. – С. 21–41.
                                                 
Литература:
1.         Васильев, В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества / В. Васильев. – М., 1990.
2.         Васильев, В. Национальная трагедия: утопия и реальность: Роман А. Платонова «Чевенгур» в контексте его времени / В. Васильев. – Наш современник. – 1989. – № 3.
3.         Коваленко, В. Трудная дорога свободы: О романе А. Платонова «Чевенгур» / В. Коваленко // Философские науки. – 1990. – № 8.
4.         Ковров, М. «Погибший от смерти» (К творческой биографии А. Платонова) / М. Ковров // Наш современник. – 1997. – № 11.
5.         Кузьменко, О. Андрей Платонов / О. Кузьменко. – Киев, 1991.
6.         Лагуновский, А.М. Мотив «литературной» революции в пьесе А. Платонова «14 Красных Избушек» / А.М. Лагуновский // Материалы республиканской научно-практич. конф. 20–21 ноября 2009 года, Актуальные проблемы компаративистики. – Брест, 2009.
7.         Лагуновский, А.М. Философские источники творчества А. Платонова / А.М. Лагуновский // В мире литературы. – Брест, 2004. – С. 106–112.
8.         Новикова, Т. Необыкновенные приключения науки в утопии и антиутопии (Г. Уэллс, О. Хаксли, А. Платонов) / Т. Новикова // Вопросы литературы. – 1998. – № 4.
9.         Семёнова, С. «Идея жизни» у Андрея Платонова / С. Семенова // Москва. – 1988. – № 3.
10.     Сухих, И. Русские странники в поисках Китежа (1926–1929. «Чевенгур» А. Платонова) / И. Сухих // Звезда. – 1999. – № 8.
11.     Шубин, Л. Поиски смысла отдельного и общего существования / Л. Шубин. – М., 1987.
12.     Чалмаев, В. Андрей Платонов / В. Чалмаев. – М., 1989.
 
Тема 13. РОМАН М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
 
Вопросы для обсуждения:
1.    История создания романа.
2.    «Тихий Дон» как эпопея и батальный роман. Смысл названия произведения.
3.    История семьи Мелеховых как отражение социальных катаклизмов эпохи.
4.    Судьба Григория Мелехова:
4.1. Споры об образе.
4.2. Эволюция героя.
4.3. Смысл исканий Григория Мелехова. Значение образа.
5.    Глубина чувств и сила страстей героев:
5.1. Григорий Мелехов и Аксинья.
5.2. Жизненная драма Натальи.
6.    Характеристика образа Дарьи. Проявления безобразного в ней. Воспитательное значение образа.
7.    Образ женщины-матери (Ильиничны) в романе.
8.    Изображение гражданской войны как трагедии народа.
9.    Художественное своеобразие романа.
                                 
Задания для подготовки к занятию:
Напишите  реферат на одну из предложенных тем:
1.    Трагический смысл поединка Натальи с Аксиньей и с эпохой смуты.
2.    Психологизм романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
3.    Язык романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
                              
Литература:
1.         Бекедин, П. К спорам об авторстве «Тихого Дона» / П. Бекедин. – Русская литература. – 1994. – №1.
2.         Бирюков, Ф. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А. Шолохов / Ф. Бирюков. – М., 1989.
3.         Бритиков, А. Мастерство Михаила Шолохова / А. Бритиков. – М., 1964.
4.         Гришаев, В. Наш Шолохов (Раздумья и встречи) / В. Гришаев. – М., 1964.
5.         Гура, В., Абрамов, Ф. М.А. Шолохов. Семинарий / В. Гура, Ф. Абрамов. – Л., 1962.
6.         Камянов, В. Григорий Мелехов как трагический характер / В. Камянов. – Русская литература. – 1960. – №4.
7.         Лагуновский, А.М. Михаил Александрович Шолохов / А.М. Лагуновский // Русская литература ХХ века. – Мн., 2004. – С. 360–398.
8.         Лежнев, И. Путь Шолохова. Творческая биография / И. Лежнев. – М., 1958.
9.         Литвинов, В. Михаил Шолохов / В. Литвиннов. – М., 1980.
10.     Семанов, С. В мире «Тихого Дона» / С. Семанов. – М., 1987.
11.         Хватов, А. Художественный мир Шолохова / А. Хватов. – М., 1970.
12.         Якименко, Л. Творчество М.А. Шолохова / Л. Якименко. – М., 1970.
 
Тема 14. «ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА» М.А. ШОЛОХОВА
 
Вопросы для обсуждения:
1.         Творческая история романа.
2.         Сюжет и композиция.
3.         Проблема художественной правды.
4.         Образы коммунистов.
5.         Народные образы в романе.
6.         «Враги».
7.         Трагическое и комическое в «Поднятой целине».
8.         Язык романа.
 
Задания для подготовки к занятию:
1.         Назовите стилистические особенности, которые роднят романы   М.А. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина».
2.         Метод шолоховского письма называют психологическим реализмом. Обоснуйте это утверждение.
 
Литература:
1.         Бирюков, Ф. О подвиге народном: Жизнь и творчество М.А. Шолохова / Ф. Бирюков. – М., 1989.
2.         Бритиков, А. Мастерство Михаила Шолохова / А. Бритиков. – М., 1964.
3.         Жуков, И. Рука судьбы. Правда и ложь о Михаиле Шолохове и Александре Фадееве / И. Жуков. – М., 1994.
4.         Колодный, Л. Кто написал «Тихий Дон»: Хроника одного поиска / Л. Колодный. – М., 1995.
5.         Лагуновский, А.М. Михаил Александрович Шолохов / А.М. Лагуновский // Русская литература ХХ века. – Мн., 2004. – С. 360–398.
6.               Лагуновский, А.М. Михаил Шолохов как зеркало русской коллективизации / А.М. Лагуновский // Материалы междунар. конференции 20–21 ноября 2001 года, Часть 2: Традиционное и новаторское в преподавании литературы в школе и вузе. – Брест, 2002. – С. 3–8.
7.         Лагуновский, А.М. «Поднятая целина» («С кровью и потом») М.А. Шолохова как правдивый художественный документ эпохи коллективизации / А.М. Лагуновский // В мире литературы. – Брест, 2002.
8.         Лежнев, И. Путь Шолохова. Творческая биография / И. Лежнев. – М., 1958.
9.         Литвинов, В. Михаил Шолохов / В. Литвинов. – М., 1980.
10.     Семанов, С. В мире «Тихого Дона» / С. Семанов. – М., 1987.
11.     Хватов, А. Художественный мир Шолохова / А. Хватов. – М., 1970.
12.     Якименко, Л. Творчество М.А. Шолохова / Л. Якименко. – М., 1970.
 
Тема 15. ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ М.И. ЦВЕТАЕВОЙ
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ
 
Вопросы для обсуждения:
1.         Творчество М.И. Цветаевой в период с 1917 по 1922: темы, идеи, образы.
2.         Характеристика сборника «Версты». Основные темы и мотивы. Образная символика.
3.         Сборник «Лебединый стан» (1917–1920). Трагедия белого движения как основная тема книги. Символика названия. Осмысление русской революции в контексте русской истории. Поэтические экскурсы в прошлое. Цветовая поэтика «Лебединого стана».
4.         Фольклорная основа поэм «Царь-Девица», «Переулочки», «Егорушка», «Молодец».
5.         Поэмы периода эмиграции: «Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы».
6.         Особенности поэтического мастерства М.И. Цветаевой.
 
Задания для подготовки к занятию:
Выучить наизусть одно стихотворение М.И. Цветаевой и сделать его письменный анализ.
 
Литература:
1.         Гаспаров, М.Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова // М.Л. Гаспаров. – М., 1995.
2.         Коркина, Е.Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой /Е.Б. Коркина // Русская лит. – 1987. – № 4.
3.         Лагуновский, А.М. «Душа, не знающая меры…» (к проблеме трагического одиночества в творчестве М.И. Цветаевой / А.М. Лагуновский // Вестник Брестского университета. – 1998. – №3. – С. 11–19.
4.         Павловский, А.И. Куст рябины: о поэзии Марины Цветаевой / А.И. Павловский. – Л., 1989.
5.         Разумовская, М.В. Марина Цветаева. Миф и действительность / М.В. Разумовская. – М., 1994.
6.         Саакянц, А.А.. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910–1922) / А.А. Саакянц. – М., 1986.
7.         Цветаева, А.И. Воспоминания / А.И. Цветаева. – М., 1983.
8.         Швейцер, В.В. Быт и Бытие Марины Цветаевой / В.В. Швейцер. – М., 1992.
9.         Эфрон, А.С. О Марине Цветаевой / А.С. Эфрон. – М., 1989.
 
Тема 16. РОМАН А.Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР ПЕРВЫЙ»
 
1.         Чем роман обогатил ваш читательский опыт? В какой мере расширил ваши знания о Петре и его эпохе?
2.         Какие традиции Пушкина в решении темы Петра Первого продолжил и развил А.Н. Толстой?
3.         Чем объяснить обращение писателя к Петровской эпохе в 30–40 годы ХХ столетия? В чем сказалась актуальность этой темы?
4.         Каковы черты своеобразия исторического романа А. Толстого по сравнению с особенностями других произведений известных вам произведений этого жанра?
5.         Приведите примеры исторической живописи в романе «Петр Первый».
6.         Покажите образцы лаконизма в передаче пейзажей и портретов у А. Толстого.
7.         Как язык романа помогает автору передать колорит Петровской эпохи?
8.         Если вы видели фильм «Петр Первый», попытайтесь определить удачи и просчеты кинематографистов в экранизации одноименного толстовского романа.
 
Литература:
1.         Алпатов, А.В. Алексей Толстой – мастер исторического романа / А.В. Алпатов. – М., 1958.
2.         Крюкова, А.М. Алексей Николаевич Толстой / А.М. Крюкова. – М., 1989.
3.         Крюкова, А.М. А.Н. Толстой и русская литература. Творческая индивидуальность в литературном процессе / А.М. Крюкова. – М., 1990.
4.         Петелин, В. Алексей Толстой / В. Петелин. – М., 1978.
5.         Роговер, Е.С. Русская литература ХХ века / Е.С. Роговер. – СПб-М., 2004.
 
Тема  17. САТИРА А. АВЕРЧЕНКО, М. ЗОЩЕНКО,
П. РОМАНОВА, И. ИЛЬФА И Е. ПЕТРОВА
 
Вопросы для обсуждения:
1.         Образы и проблемы книги А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции».
2.         Особенности сатиры, жанровая новизна в творчестве М. Зощенко 20-х годов.
3.         Проблематика сатирических произведений М. Зощенко 30-х годов.
4.         Своеобразие сатирической манеры П. Романова. Проблематика рассказов.
5.         Образы романа «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.
6.         Проблематика романа «Золотой теленок».
 
Задания для подготовки к занятию:
Составить самостоятельно максимально широкий библио-графический перечень работ к данной теме практического занятия.
 
Тема 18. ЛИРИКА Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО
 
Вопросы для обсуждения:
1.    Особенности ранней лирики Н.А. Заболоцкого. Заболоцкий и «обэриуты».
2.    Основные темы и мотивы поздней лирики Н.А. Заболоцкого. В чем вы находите связь и различие между ранней лирикой Заболоцкого и его поздним творчеством?
3.    Охарактеризуйте образ лирического героя поэта: его духовный мир, его переживания.
4.    Проанализируйте особенности поэтики Н.А. Заболоцкого: на какие художественные традиции опирается поэт, особенности его поэтического языка, стиховой формы.
 
Задания для подготовки к занятию:
1. Подготовить сообщение на тему: «Общая характеристика творческой эволюции Н.А. Заболоцкого».
2. Выучить наизусть одно стихотворение Н.А. Заболоцкого из цикла «Последняя любовь» и сделать его письменный анализ.
3. Ознакомиться с книгой И.Е. Лощилова «Феномен Николая Заболоцкого» и сделать из нее выписки.
 
Литература:
1.               Заболоцкий, Н. Жизнь Н.А. Заболоцкого / Н. Заболоцкий. – М., 1998.
2.               Игошева, Т.В. Проблемы творческой эволюции Н.А. Заболоцкого: Учебное пособие / Т.В. Игошева. – Новгород, 1999. – 120 с.
3.         Лощилов, И.Е. Феномен Николая Заболоцкого / И.Е. Лощилов. – Helsinki, 1997.
4.         Македонов, А. Николай Заболоцкий / А. Македонов. – Л., 1968.
5.         Ростовцева, И. Николай Заболоцкий / И. Ростовцева. – М., 1976.
6.         Ростовцева, И.И. Мир Заболоцкого. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М. : Изд. МГУ (Перечитывая классику) / И.И. Ростовцева. – 1999. – 104 с.
7.         Руссова С. Николай Заболоцкий и Арсений Тарковский: Опыт сопоставления / С. Руссова. – Киев, 1999.
8.         Турков, А. Николай Заболоцкий / А. Турков. – М., 1981.