Вторник, 19.03.2024, 13:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Андрей Георгиевич Битов

АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ БИТОВ

(27.5.1937, Ленинград)

Родился в семье архитектора. После блокадной зимы 1941-1942 был вывезен в эвакуацию на Урал и в Ташкент. По возвращении из эвакуации жил в Ленинграде. Окончил геолого-разведочный факультет Ленинградского горного института (1955-62, с перерывом на службу в армии в 1957-58), работал буровым мастером в геологических экспедициях.



Писать начал в 1956 году. В 1960 году в альманахе «Молодой Ленинград» опубликовал первые рассказы «Бабушкина пиала», «Иностранный язык», «Фиг». Первый сборник рассказов «Большой шар» (1963) вышел в свет в начале хрущевской кампании по борьбе с абстракционизмом в искусстве, развернутой после пленума ЦК КПСС по идеологии. Особенно сурово партийная критика осудила рассказ «Жены нет дома» «за чрезмерную приниженность и растерянность героев» (Известия. 1965. 14 авг.). В противоположность этим упрекам, В.Ф. Панова в предисловии к 3-й книге рассказов Битова «Дачная местность» (1967) обратила внимание на «острую мысль, художническую зоркость» прозаика. В 1965 Битов вступает в СП СССР. В 1967 году заканчивает Высшие сценарные курсы при Союзе кинематографистов СССР (Москва).



В 1979 Битов становится одним из авторов и составителей бесцензурного литературного альманаха «Метрополь», вышедшего в СССР в самиздате, а затем опубликованного в США. После этого был лишен возможности публиковаться в СССР до 1985 года. В это время его произведения печатаются в Европе и США, переводятся па иностранные языки. Новые публикации на родине стали возможны с началом политики «гласности». С 1989 преподаст в Литературном институте им. М. Горького, избран президентом русского ПЕН-центра. Является вице-президентом международной ассоциации «Мир культуры». В 1992 году становится кавалером Ордена искусства и литературы Французской республики. Лауреат Государственной премии РФ (1997). Живет в Москве.



В рассказах 60-х гг. складывается образ битовского героя – человека, который не может идентифицировать себя с действительностью, но по причинам не идеологическим, а экзистенциальным. Этим он отличается от литературных героев большинства авторов-шестидесятников, к которым Битов принадлежит по времени вступления в литературу. Состоящая из множества житейских мелочей реальность необъяснима, и это вызывает у героя Битова скуку («Жены нет дома», 1960) или удивление и неготовность к восприятию жизненных таинств («Инфантьев», 1968).



Изменчивое, прерывистое, самоощущение героя позволяет автору определить жанр произведения «Улетающий Монахов» как «роман-пунктир». (Роман написан в 60-е гг., каждая глава публиковалась как отдельный рассказ, впервые полностью издан на русском языке в 1990 году, до этого издавался на всех европейских языках.) Встреча с некогда любимой женщиной позволяет герою романа Монахову осознать «полную растерянность перед мутностью и неясностью собственных ощущений» (глава «Образ»). Впоследствии Битов назовет своего героя этого периода «замирающим на грани мысли» («Разные дни человека» // «Статьи из романа». М., 1987). Но в отношении автора к герою нет осуждения. Писателю странен герой – покоритель жизни; сомнение в себе, вообще свойственное героям русской литературы, кажется ему естественным, хотя и мучительным, человеческим состоянием.



В 1960-83 Битовым написано семь произведений, поcвященных реальным путешествиям автора (и его лирического героя) в Среднюю Азию, Башкирию, на Север, в Армению, в Грузию («Книга путешествий», 1986). Цель своих странствий Битов определяет в стихотворении, завершающем «Книгу путешествий»: «Пускайся в путь – и в нем себя настигни».



Среди произведений, написанных в жанре путешествий, наибольшую известность приобрели «Уроки Армении» (1967-69) и «Грузинский альбом» (1970-73, 1980-1983). Битов находит в Армении конкретный мир в его концентрированном выражении и людей, способных этот мир адекватно воспринимать (чего так не хватало героям его рассказов). Армения являет ему «пример подлинно национального существования («Уроки Армении»). Но описывая природу, обычаи, трагическую историю Армении, автор фиксирует не этнографические подробности, а обстоятельства, способствовавшие внутренним изменениям, произошедшим с ним как с художником. Действие «Грузинского альбома», география которого определена в названии, на самом деле происходит не только в Грузии, но и в послевоенном Ленинграде, в поезде «Москва – Ленинград» и т.п. Писатель подчеркивает: Грузия является для него не географическим понятием, а местом, благоприятным для свободного жизненного выбора, духовно освоенным пространством, которое художник может увезти с собой. «Поток сознания», опробованный Битовым как литературный прием в «ранних» рассказах, оформляется в «Уроках Армении» и «Грузинском альбоме» в поток художнического сознания с присущей ему повествовательной свободой. Жанровой особенностью этого приема становится отказ автора от последовательного изображения событий, свойственный как европейской (Л. Стерн), так и русской (А.Ф. Вельтман) традиции жанра путешествия.



Догматическая советская критика ставила Битову упрек за отсутствие социальной тематики в его произведениях. Но это означало только, что писателя не привлекают темы-однодневки; автор приходит к глубокому художественному осмыслению российской истории ХХ века в ром. «Пушкинский дом» (закончен в 1971; впервые издан в США в 1978). В 1987 году роман опубликован в СССР в журнале «Новый мир» и в течение этого года получил три международных премии: Андрея Белого (Ленинград), премию за лучшую иностранную книгу года (Франция) и Пушкинскую премию (ФРГ). В «Пушкинском доме» воплощен художественный принцип, сформулированный Битовым по отношению к роману как жанру: «В романе неизбежны отношения автора с героем и набегающим текстом» («Битва» // «Статьи из романа»).



Внешнее движение сюжета «Пушкинского дома» связано с жизнью современного молодого филолога Льва Одоевцева, потомка дворянского рода (впрочем, согласно авторской характеристике, «скорее однофамильца, чем потомка»). Дед Левы был репрессирован, отец отрекся от деда ради спокойствия и карьеры. Внутреннюю основу сюжета составляют взаимоотношения героя с реальностью, движение времени сквозь человеческую судьбу, превращающее отд. личность в человеческий тип. Атмосфера тайного семейного предательства, в которой вырос Лева Одоевцев, наложила отпечаток на его научную деятельность, на всю его жизнь – к такому выводу приходит автор в. 1-й части романа. Но Битов видит и более глубокую причину, определившую развитие личности героя. Конформизм, отсутствие нравственных принципов – результат искаженного, ущербного отношения героя к реальности. Битов определяет суть этой ущербности: семья Одоевцевых и сам Лева сохранили себя во всех ужасах российского ХХ века благодаря «единственному способу не задаваться вопросом» – игнорированию внешнего мира.



«Пушкинскому дому», как и рассказам Битова 60-х гг., присуща «сюжетность еще не утраченная по мере усложнения точки зрения автора на мир и усложнения литературных задач» (Латынина А. Дуэль на музейных пистолетах // Лит газ. 1988. 27 янв.). Роман отличает новая для Битова структура текста. Автор постепенно выстраивает перед читателем не только характеры героев, но и сам текст, делает зримым механизм его по строения. Складывается тип психологизма, намеченный уже у раннего Битова, и особенно характерный для его поздних произведений: авторская рефлексия почти полностью заменяет рефлексию героев. Этому способствует и нарушение хронологии повествования, и авторский комментарий к происходящему, который не только составляет философскую основу произведения, но и является самостоятельной сюжетной линией, определяет композиционное строение романа.



Частью действительности – житейской и романной – предстает в «Пушкинском доме» русская литература. Объясняя название романа – «И русская литература, и Петербург (Ленинград), и Россия, – все это, так или иначе, Пушкинский дом без его курчавого постояльца», – Битов пишет о невозможности жить в Пушкинском доме без Пушкина, воспринимаемого им как средоточие жизненной силы, той самой реальности, от которой безвозвратно отделен герой романа. Лева Одоевцев живет в эпоху разрыва связи поколений, когда «культура остается только в виде памятников, контурами которых служит разрушение», Этим свойством времени определяется типичность героя. Время является главной категорией прозы Битова. Оно течет в его произведении в прошлое и в будущее, рождая чувство настоящего, в котором происходит самоосознание героев и автора.



В повести «Преподаватель симметрии» (1987) свободное, разнонаправленное, «подлинное течение времени» зафиксировано на уровне сюжета: например, герой главы-новеллы «Фотография Пушкина» перемещается из будущего в прошлое. Утонченная литературная игра, не использовавшиеся прежде беллетристические приемы дают Битову возможность вывести новую «пропорцию действительности» в художественном произведении. В «Преподавателе симметрии» писатель вырабатывает «концепцию жизни-книги», которая «помогает Битову заполнить образовавшийся между жизнью и литературой зазор, уничтожить границы, разделяющие эти области человеческого существования» (Пискунова С., Пискунов В. Уроки Зазеркалья // Октябрь. 1988. № 8).



Одной из важных тем Битова является взаимоотношение человека и природы. Об этом написаны повести «Птицы, или Новые сведения о человеке» (1971, др. назв. «Птицы, или Оглашение человека») и «Человек в пейзаже» (1983), вошедшие в трилогию «Оглашенные» 1994). Автор стремится понять, какую экологическую нишу» занимает человек, какие возможности самопознания открываются ему во взаимодействии с природой. Саморазрушение человека Битов считает главной причиной разрушения окружающей среды: «Но это еще что – грабеж среды обитания. А ведь есть вещи еще потоньше и попрозрачнее, чем вода, побесплотнее, чем воздух... Дух! Какой еще никем не ловленный разбой кипит на его этажах!» («Человек в пейзаже»).



Битовым написаны многочисленные эссе, некоторые из них касаются, актуальных проблем: гласности как нового явления современной жизни («Две заметки периода гласности», 1990), публикации в СССР мемуаров Д. Шостаковича («Гулаг и мемориал Шостаковича», 1989), падения Берлинской стены («Берлинское небо», 1990) и др. Но за размышлениями о современности, независимо от жанра и темы, встают вечные вопросы человеческого существования. Содержательное и стилистическое единство всех жанров творчества писателя подчеркивается в названии сборника статей – «Статьи из романа» (1986). В книгу вошли как статьи на традиционные для мн. писателей темы – о взаимоотношениях писателя с читателем и критикой, – так и типично битовские концептуальные размышления о взаимоотношениях автора и текста («Битва»), автора и героя («Ахиллес и черепаха», «Профессия героя»). Сборник содержит также цикл статей о последнем годе жизни Пушкина – «Предположение жить». Пушкин является для Битова абсолютным ориентиром в жизни и литературе, субъектом и объектом творческой мысли и, соответственно, героем произведений, в том числе литературоведческих. Битов делает предметом художественного изображения авторскую мысль, которая становится своеобразным «персонажем» его произведений. Этой творческой задачей определяется стиль писателя: органичное соединение описания и анализа, сконцентрированное в емких художественных формулах. Произведения Битова антидидактичны: он не навязывает читателю своего видения событий, а предлагает ему совместный путь по лабиринтам мыслей и чувств.