Вторник, 19.03.2024, 09:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Владимир Набоков (окончание)

Владимир Набоков (окончание)

(1899–1977)

 Колыбель качается над бездной. Заглушая шёпот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь — только щель слабого света между двумя идеально чёрными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой...
 
************************************
Я американский писатель, рожденный в России, получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу перед тем, как на пятнадцать лет переселиться в Германию.
                             Владимир Набоков

ПЛАН:
 
1.         «Русские»  годы жизни В. Набокова.
2.         Начало творческого пути: «Машенька» (1926), «Король, дама, валет» (1928).
3.         Жизнь как набор шахматных комбинаций в романе «Защита Лужина».
4.         Автобиографизм романа «Подвиг». Метафизика романов «Камера обскура» (1932), «Отчаяние» (1934) и «поэмы в прозе» «Приглашение на казнь» (1934).
5.         История публикации и проблематика романа «Дар» (1937).
6.         Первый англоязычный роман В. Набокова «The real life of Sebastian Knight» («Подлинная жизнь Себастьяна Найта»).
7.         Преподавательская деятельность В. Набокова. Взгляды В. Набокова на литературу в «Лекциях по русской литературе», «Лекциях по зарубежной литературе», «Лекциях о Дон-Кихоте», исследовании «Николай Гоголь».
8.         Замысловатость сюжета в романе «Bend Sinister» (Зловещий уклон», 1947).
9.         Трудный путь к читателю романа «Лолита» (1958). Скандал вокруг романа и неслыханный коммерческий успех.
10.         Образ преподавателя русской литературы в романе «Пнин» (1957).
11.     Литературная головоломка в романе «Pale fire» («Бледное пламя», 1962).
12.     Деятельность В. Набокова в качестве переводчика (переводы «Евгения Онегина», «Слова о полку Игореве», стихов Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, «Моцарта и Сальери» (в соавторстве с Уилсоном), «Героя нашего времени» (в соавторстве с сыном), «Лолиты»).
13.     Фантастика и реальность в романе «Ada, or Ardor» («Ада, или Страсть», 1969).
14.     Герои последних романов В. Набокова «Transparent things» («Прозрачные вещи», 1972) и «Look at the Harlequins!» («Смотри на Арлекинов!», 1974).

 
Литература

1.         Анастасев, Н.А. Феномен Набокова/ Н. Анастасев. – М., 1992.
2.         Арьев, А.  «И сны, и явь» (О смысле литературно-философской позиции В.В. Набокова) / А. Арьев // «Звезда». – 1999. – № 4.
3.         Бицилли, П.М. Возрождение аллегории (о романе Набокова «Приглашение на казнь») / П.М. Бицилли // Русская литература. – 1990. – № 2.
4.         Дьячковская, Л. Свет, цвет, звук и граница миров в романе «Защита Лужина» / Л. Дьячковская. – М., 2002.
5.         Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы: Биография / Б. Бойд. – М.-СПб: Совм. изд. «Симпозиум» и «Независимая Газета», 2001. – 695 с.
6.         Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII—XX веках / М.М. Дунаев. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. – 1056 с.
7.         Зверев, А.М. Набоков / А.М. Зверев. – М.: Молодая гвардия, 2001. (серия ЖЗЛ). – 464 с.
8.         Мир и дар В. Набокова: первая русская биография писателя / Б. Носик. – М.: Совм. изд. «Пенаты» и фирма «РиД», 1995.
9.         Паперно, И. Как сделан «Дар» Набокова / И. Паперно // Новое литературное обозрение. – М., 1993. – № 3.
10.       Спивак, М. «Колыбель качается над бездной…»: Философия детства В. Набокова / М. Спивак // Детская литература. – 1990. – № 7. – С. 23–26.

Написание следующего после «Бледного пламени» романа заняло довольно много времени. Но и роман получился самым толстым из всех: Набоков, получив в 1969 первый экземпляр, написал издателю, что встал с книгой в руках на весы, и они показали восемьдесят восемь с половиной килограммов вместо обычных восьмидесяти семи. Рукопись составила 2500 карточек (Набоков со времен работы над «Даром» стал писать свои романы карандашом на справочных карточках, не придерживаясь последовательности). Назван был новый роман «Ada, or Ardor» («Ада, или Страсть»). Его действие разворачивается на вымышленной планете Антитерре, искаженном отражении Земли, в стране Эстотии, соединяющей современную Америку и дореволюционную Россию. Рассказывается в романе о могучей, страстной, изысканной и преступной любви Ады и Вана, родных брата и сестры, отпрысков богатого аристократического рода, а вставной трактат Вана повествует о природе и сущности времени. «Ада» представляет собой радугу стилистических эффектов, соединяет безграничную фантазию и глубочайшую эрудицию автора, содержит бесконечное количество мультиязычных выразительных приемов. Несомненно, это вершина позднего набоковского творчества.
Предпоследний набоковский роман «Transparent things» («Прозрачные вещи») был опубликован в 1972. Его герой, скромный служащий издательства Хью Персон, оказывается в фокусе внимания неких потусторонних наблюдателей, которые способны погружаться сквозь поверхность настоящего в глубину прошлого вещей и людей. Эти наблюдатели прослеживают жизнь Персона в Америке и Европе. Хью несколько раз посещает Швейцарию, где и происходят основные события его жизни: смерть отца, знакомство с будущей женой, переговоры со знаменитым писателем бароном R., гибель жены Персона и его самого. Необычная повествовательская точка зрения становится основной пуантой этого небольшого и лишь кажущегося простым романа.
Через два года, в 1974, вышел в свет роман «Look at the Harlequins!» («Смотри на Арлекинов!»), которому суждено было стать последним законченным романом Набокова. В нем писатель, словно глядя в искривленное зеркало, создает пародию на собственную жизнь. Герой романа – русский писатель-эмигрант Вадим Вадимович пишет русские стихи и романы, потом переезжает в Америку и переходит на английский язык, преподает в колледже. Но есть в его судьбе и существенные отличия от набоковской: например, он был много раз женат, а также осуществил заветную мечту своего создателя – посетил инкогнито советскую Россию. Набоков в этом романе иронически оглядывает свой пройденный жизненный путь и создает его подобие с некоторым налетом карикатурности. Писатель будто подвел итог собственной жизни.
Но подобные итоги опасны, ибо могут раздразнить судьбу. В июле 1975 года Набоков охотился на бабочек в горах около Давоса, поскользнулся на крутом склоне и неудачно упал. Пролежав некоторое время в больнице, он вроде бы поправился, но через некоторое время вновь был госпитализирован. Набокову была сделана операция, которая вызвала осложнение, здоровье его стало ухудшаться, и 2 июля 1977 года он скончался в госпитале Лозанны, оставив незаконченный роман «Оригинал Лауры», который завещал уничтожить. Спустя 31 год сын В. Набокова Дмитрий решится нарушить предсмертный наказ отца и роман будет опубликован (в России он выйдет в сентябре 2009 года). Похоронен Набоков в Кларане близ Монтре. На скромной плите написано: «Vladimir Nabokov. Ecrivian. 1899–1977». Для надгробной надписи избран французский язык, может быть, для того, чтобы не отдать предпочтение ни одному из двух великих языков, на которых писал свои удивительные книги этот человек.