Понедельник, 26.06.2017, 18:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7532
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

"Судьба человека"

"Судьба человека"

Этот рассказ явился качественно новой ступенью в развитии жанра рассказа не только в творчестве М. Шолохова, но и других русских прозаиков. Здесь освещается не один эпизод из жизни Андрея Соколова, а целый ряд драматических моментов на протяжении ряда лет. При этом из истории жизни героя автором отбирается только то, что позволяет осмыслить отдельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью эпохи.

В рассказе поставлен ряд проблем: противоречие личного и общественного на войне, мужество и воля, преодолевающие личную трагедию, здесь вскрыты причины победы на войне, кроющиеся в естественности героизма русского воина, проблема подвига, проблема гуманизма и др. На примере судьбы Андрея Соколова М. Шолохов показывает судьбу целого народа в трагическое военное время. Судьба Андрея Соколова дана крупно, обобщенно, он воплотил лучшие типичные черты русского человека, проявленные в исключительных обстоятельствах. Не случайно «Судьбу человека» называют «рассказом-эпопеей».

В рассказе Шолохова предельно продуманная композиционная структура. Исследователь Л. Якименко называет композицию произведения музыкальной, симфонической. В нем отчетливо выделяются ведущие образы-лейтмотивы.  Довольно заметно деление на части внутри единого целого. Легко различаются начало рассказа – вступление, три части рассказа Андрея Соколова и финальная сцена. Деление на части поддерживается чередованием голоса рассказчика и автора-повествователя.

Удивительно соответствует эмоционально-смысловой тональности рассказа его «зачин» – пейзажный фон для рассказа главного героя. Рубеж зимы и весны. Когда еще холодно, но чувствуется скорое наступление теплых дней. Ледоход… Вокруг стоит «тишина, какая бывает в безлюдных местах только глухою осенью и в самом начале весны». Представляется, что только в таких условиях могла прозвучать история жизни русского человека, солдата, во всей своей пронзительности и исповедальности.

Уже в самом первом описании возникает мотив тяжелой дороги. Описание дороги автора подготавливает появление Андрея Соколова и его приемного сына. Ведь они шли по такой же дороге, да еще все время своим ходом.

Постепенно мотив трудной дороги вбирает в себя все новые и новые оттенки, новое содержание, обобщенный смысл. Он перерастает в психологически напряженный рассказ о трудном жизненном пути, о судьбе человека на дорогах войны.

Первая часть рассказа главного героя воспроизводит историю его довоенной жизни, прощание с семьей, начало войны. Андрей Соколов мучительно ищет и находит самые простые и задушевные слова, способные передать все то красивое, доброе, что было в его жене. Его идущая от самого сердца клятва в вечной верности, трогает до глубины души: «Со стороны глядеть – не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет».
Прощание с женой перед отбытием на фронт врезалось в память Андрея Соколова одной мучительной подробностью. Он никак не может себе простить и, наверно, никогда не простит, что оттолкнул жену. А ведь «еще тогда подсказало ей бабье сердце, – мучается Андрей Соколов, – что больше не увидимся мы с ней на этом свете».

Вторая часть рассказа охватывает наибольший временной промежуток. Она вместила в себя войну, плен, попытки убежать к своим, известие о гибели семьи. Именно в этой части  наиболее полно раскрываются особенности характера главного героя: его свободолюбие, верность присяге, любовь к родине, ненависть к захватчикам, выдержка, сила и стойкость духа. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала», – говорит Андрей Соколов, и это не пустые слова. Даже перед лицом смерти герой сохраняет мужество и ведет себя достойно. Сцена беседы с комендантом Мюллером, приговорившем русского пленного к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда – пример бесстрашия Андрея Соколова и своеобразный вызов тем насильникам, которые хотели унизить русского человека.

Находясь в плену, Андрей Соколов ищет любой способ, чтобы вырваться на волю. Первая попытка бежать закончилась тем, что его догнали, травили собаками. Последующая оказалась успешной, он прорвался на машине через линию фронта, привез немца с важными документами.
Дальнейшая судьба Андрея Соколова – самый полемичный момент шолоховского повествования. Ибо судьба русских военнопленных на родине в подавляющем большинстве случаев складывалась по-иному, нежели судьба шолоховского героя. Но оставим за автором право на отступление от типичного и показ исключительного.

Однако и у избежавшего советских концентрационных лагерей Андрея Соколова судьба тяжела, мучительна. В конце войны, прибыв на родину, герой увидел страшную картину: на месте родного дома зияла глубокая воронка, налитая ржавой водой. Вокруг рос бурьян. Прямое попадание немецкой бомбы – и не стало дома, жены, дочерей. Никакого следа. А вскоре рухнула и последняя надежда на семейное счастье: в самом конце войны от рук немецкого снайпера погибает единственный сын героя.

Соколова терзает эта драма. «Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь – говорит он: – «за что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!».
Это предельная нота человеческого горя, несущая в себе проклятие войне.

Третья часть рассказа Андрея Соколова и финал пронизаны столкновением различных мотивов: всей безнадежности отчаяния, непереносимой душевной муки и блеснувшей после усыновления мальчика надежды. Забота О Ванюше наполнила жизнь Андрея Соколова большим человеческим смыслом. Одного лишь боится он: как бы не умереть ночью, не напугать мальчонку.

Идут они вдвоем в Каширский район. Верится, не пропадут, потому что Андрей Соколов умеет плотничать, водить грузовик. Идут «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…».