Суббота, 24.06.2017, 18:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7532
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Иван Алексеевич БУНИН

Иван Алексеевич  БУНИН

 

 

(1870 – 1953)

 

ПЛАН

 

1.    Начало творческого пути.

2.    Реализм Бунина.

3.    Особенности поэтики (художественные средства).

4.    Художественное время у Бунина.

5.    Особенности бунинского характера.

6.    Тема любви.

7.    Тема деревни.

8.    Бунин и Толстой.

 

Иван Алексеевич Бунин – поэт и прозаик, классик русской литературы, замечательный мастер изобразительного слова. Был почетным членом Петербургской Академии наук. В 1920 году эмигрировал из России. Лауреат Нобелевской премии. Поэт, прозаик, переводчик. Наиболее известные произведения – «Антоновские яблоки», «Захар Воробьев», «Легкое дыхание», «Деревня», «Суходол», сборник рассказов «Темные аллеи». Единственный роман – «Жизнь Арсеньева». Ему принадлежит лирико-философская книга «Освобождение Толстого». Переводил поэзию Лонгфелло и Байрона.

 

Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии – в средней полосе России, где родились или творили Лермонтов, Тургенев, Лесков, Лев Толстой. Бунин осознавал себя литературным наследником своих великих земляков.

Он гордился тем, что происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало видных деятелей как на поприще государственной службы, так и в области искусства. Среди его предков – В. А. Жуковский, известный поэт, друг А. С. Пушкина.

Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней. Он вспоминал: «Тут, в глубочайшей тишине, летом среди хлебов, подступавших к самым порогам, а зимой среди сугробов, и прошло моё детство, полное поэзии, печальной и своеобразной».

Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и четырех лет. Бунин впоследствии напишет: «Я рос одиноко... без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».

Огромное воздействие оказал на него брат Юлий, старше его на тринадцать лет, единственный в семье, окончивший университет. Он отбывал в родном имении ссылку за участие в революционных кружках. «Не прошло и года, – вспоминал Юлий, – как он (Иван) так умственно вырос, что я мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы».

С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Бунин сам писал о себе: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

С младенчества он слышал из уст матери стихи. Портреты Жуковского и Пушкина в доме считались фамильными.

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в 18, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начинает добывать хлеб литературным трудом.

В свои 19 он производил впечатление зрелого человека, в 20 становится автором первой, вышедшей в Орле, книги. Стихи сборника во многом были, правда, еще несовершенны, признания и известности молодому поэту не принесли. Но здесь обозначилась одна вызывающая к себе интерес тема – тема природы. Ей останется верен Бунин и в последующие годы, хотя всё органичнее в его поэзию начнет входить философская и любовная лирика…

 

Наиболее характерными особенностями мировосприятия Бунина являются: возвышенный строй души и – одновременно – аналитическое видение мира; постоянный поиск смысла жизни и смирение перед ее непознаваемостью; музыкальное восприятие жизни.

Первое стихотворение было опубликовано в 1997 г. в петербургском журнале «Родина». На нем лежала печать настроений А.Кольцова. Первый сборник вышел в 1891 г. В 1889 произошло знакомство с Горьким. Бунин знакомится с Толстым и Чеховым. В 1901 г. появился сборник «Листопад». Основная тема бунинского творчества определилась – элегическое прощание с прошлым.

Стиль Бунина живописно-описательный. На его формирование повлияла поэзия Фета, Толстого, Пушкина, Тютчева. Особенно последнего. Бунина привлекает тютчевский лейтмотив дисгармонии любви и смерти. Мотив бренности бытия. Вечность и нетленность природы. Человеческая жизнь – частичка общего мирового бытия.

В 900-е гг. Бунин становится участником общества «Среда». Бунин часто обращается к истории. Его волнует проблема национального характера. Тема России становится главной. Он доказывает, что русский человек сопричастен исконно русскому древнему миру.

И в прозе и в поэзии большое место занимает философская тема. Бунин стремится уловить вечные законы бытия. Его главная мысль: земное бытие лишь частичка вечной космической истории. Человек замкнут в современной жизни, он один в мире.

Бунин не признавал «новых поэтических веяний». Он резко отзывается о декадентах. Гумилев назвал его «эпигоном натурализма» (хотя это совсем неверно).

В творчестве Бунина органически сосуществуют поэзия и проза. Они проникают друг в друга. Соотношение их в разные периоды бывало разным. У раннего Бунина преобладала поэзия, у позднего – проза. Уважение к слову важная черта его эстетики. Бунин-художник всю жизнь неустанно работает над словом.

Особое значение имело для него устное народное творчество. Он делает записи старинных слов, выражений. Но резко отрицательно относится к подделкам под народный стиль. Из русских художников ему наиболее близки Толстой и Чехов. Он всегда восхищался ими.

В 900-е гг. Бунин вырабатывает особый способ изображения мира и духовных движений человека. Это контрастные сопоставления. Он мастер художественной детали. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Прежде всего, он создает зрительно точный и яркий образ. Особое значение имеет звук. Для него и писание рассказа начинается со звука. Звук создает впечатление пространства. Еще одна особенность словесного мастерства – в сочетании спокойного описания с неожиданной деталью.

Первые прозаические произведения – лирические миниатюры. Они позже постоянно будут выходить из-под пера Бунина до конца жизни. Они напоминают стихотворения в прозе. Описания природы переплетаются в них с размышлениями героя или автора о жизни и ее смысле. Тема миниатюр – разоряющаяся русская деревня. Много пишет о вечных проблемах жизни и смерти.

Основная тема его рассказов 90-х годов – нищая и разоряющаяся Россия. Ее судьба беспросветна и печальна. Бунин не приемлет капитализации деревни. Идеал жизни он видит в патриархальном прошлом. Рассказ «Антоновские яблоки» звучит лирической эпитафией патриархального быта, прошлой культуры.

 

1.Реализм Бунина

 

Бунин-художник не отличается многосторонностью в изображении жизни. Одни и те же темы – с разными вариациями и оттенками – преследовали его постоянно. В его прозе чувство и настроение доминируют над мыслью. Вся его проза поэтична, так как для нее характерна «экспансия настроения».

Бунин исключительно внимателен к детали, которыми насыщена его проза. Детали создает исключительную плотность художественной ткани. Иногда вокруг одной детали строится событийно-повествовательный ряд. (Напр., «Легкое дыхание», «Петлистые уши»). При этом внешняя сюжетно-событийная основа рассказов как правил не сложна. Не она является у Бунина предметом внимание, а мир внутренних переживаний и чувств.

Например, в рассказе «Сосны» описывается смерть деревенского старосты Митрофана. Но о самом Митрофане сказано мало. Бунина не интересует внешняя биография. Рассказ поначалу  кажется пересказом впечатлений от морозного утра. Детали описания множатся, кажутся случайными. Но смысл  вдруг возникает из всей совокупности описания прекрасного зимнего дня. Они раскрывают смысл трагедии смерти.

Бунина интересует проблема человеческого бытия, проблема жизни и смерти. Основная идея неожиданно сгущается в одной фразе – «тайна ненужности и в то же время значительности всего земного». И тут же возникает вопрос: «Где грань, отделяющая живое от неживого?»

Сравнивая его мироощущение с мироощущением Леонида Андреева, мы видим, что они антиподы. По Андрееву жизнь есть предпосылка смерти. По Бунину, жизнь есть существование вопреки смерти.

 

2.Особенности поэтики (художественные средства).

 

Для рассказов Бунина характерны лиризм, рефлексия, метафорика и лаконизм.

Большое внимание на Бунина оказал Чехов. Это влияние не прямое, а опосредованное. Чехов говорил: «Мы с вами похожи, как борзая на гончую. Вы резче меня». У Бунина больше густоты красок и деталей. Его проза компактна, а каждое слово несет в себе содержание. Чехов сравнивал прозу Бунина со «сгущенным бульоном».

Слово Бунина несет в себе аллегорический смысл. («Легкое дыхание», «Худая трава»). Бунин делает расчет на ассоциативное мышление читателя. Изображая характер, он не стремится исчерпывающе дать весь комплекс его внешних черт (профессию, облик). Его интересует психологическое состояние характера.

В каждом рассказе содержится некая одна проблема, скрытая в глубине текста. Главная мысль многих его рассказов – безысходное одиночество человека. Человек осознает свою разъединенность с миром и одновременно – глубинную причастность к нему.

Вот, например, один из рассказов – «Ночь» (1925). По своему жанру – это лирико-философский этюд. Герой рассказа размышляет о своей жизни. Человек и Мир – главная тема рассказа. Вглядываясь в себя, человек испытывает мучительное раздвоение: очарование жизнью и мука ухода из жизни. Рассуждая о своем месте в жизни, он говорит о цепи, уходящей в бесконечное прошлое и бесконечное будущее. Цепь – метафора исторической жизни.  Всю жизнь человек распыляет себя на части по мелочам. Но парадокс в том, что этим самым он обогащает себя. Единственное, что остается от человека после его ухода – память о нем.

В другом рассказе «Огнь пожирающий» (1923)  схожая мысль. В сюжете – неожиданная смерть молодой красивой женщины. Бунин задает вопрос: что есть человек с его красотой и любовью? Куда уходит душа после смерти человека? Бунин говорит о том, что жизнь и смерть идет рядом. Жизнь есть вечный процесс постоянного ухода и прихода, умирания и возрождения из пепла. Слово «огнь», стоящее в заголовке, содержит метафору бытия. Огонь поглощает, но в то же время он есть условие воскрешения нового, обновления.

 

3.Художественное время у Бунина.

 

Бунин так сказал однажды о Чехове: «Его главным героем является беспощадно уходящее время». Эта фраза в полной мере характеризует и самого Бунина. Идея времени является центральной в таких рассказах, как «Антоновские яблоки», «Худая трава» и других. О времени Бунин размышлял всю жизнь. Он писал так: «Печаль пространства, времени и формы преследовали меня, и всю жизнь я преодолеваю их».

Излюбленный прием раскрытия идеи времени – воспоминание. Воспоминание – не есть просто оживление прошлого, это своеобразное «умножение» нашей жизни.

Главный герой рассказа «Худая трава» – умирающий крестьянин Аверкий. Он пытается мысленно охватить прошедшую жизнь. Но Аверкию не вспоминается ничего значительного, «воспоминания его были ничтожны». А действительно ли он жил, – сомневается бунинский герой.

Своим сюжетом рассказ похож на толстовский рассказ «Смерть Ивана Ильича». В обоих рассказах – тема умирания. Однако различно настроение героев. Ивана Ильича раздражает жизнь вокруг него перед собственной неизбежной кончиной. Герой же Бунина любит жизнь, все здоровое и веселое вокруг него. Основная идея рассказа – естественность смерти в вечном жизненном круговороте. Рассказ подчеркивает идею ценности и неповторимости мира человека, идею блага жизни.

В одном из стихотворений Бунин пишет:

 

Тот миг воскрес. И на пять тысяч лет

Умножил жизнь мне данную тобой»

 «Могила в скале».

 

Время в рассказе замедляется, но при этом возрастает интенсивность духовной жизни.

 

4.Особенности бунинского характера.

 

Поступки героев Бунина нелогичны и неожиданны. Они продиктованы некими непонятными настроениями. Их не высказать простым словом.

Бунин верит в загадку души русского человека. В основе своей она – душа – трагична. В ней присутствует и светлое и темное. Познать душу невозможно умом. Об этом ранее писал Тютчев: «Умом Россию не понять…». Поэтому Бунин не мотивирует поведение героя. Он только намекает на нечто неназванное в человеке. Бунин стоит на пороге полуосознанного, подсознательного движения души.

Именно такими показывает Бунин героев рассказов «Захар Воробъев» (1912), «Чаша жизни» (1913), «Петлистые уши» (1917), «Чистый понедельник» (1945).

В рассказе «Веселый двор» герой с детства испытывает стремление покончить с собой. Он бросился под паровоз в 30 лет, но не погиб, а лишился ног.

Бунин не верит в детерминированность характера социальной средой. Душа, по Бунину, понятие врожденное и устойчивое. Она подчас сопротивляется среде, воздействию внешнего мира. Она сохраняет наследственную целостность.

Через характер и душу Бунин стремится увидеть Россию. Шедевром Бунина является рассказ «Чистый понедельник», в котором перед читателем возникает душа России.

Сюжет рассказа несет в себе загадку. Действие обозначено хронологически точно – 1913-1914 г. «Загадочна» героиня рассказа. Она любит светскую жизнь и развлечения. Но при этом ее тянет к духовным ценностям - к монастырям и кладбищам. Чистый понедельник – первый день после Воскресения Христова. Именно в этот день героиня уходит в монастырь. Герой-рассказчик не может ее разыскать.

Идея рассказа содержится в более глубоком пласте текста. Поиск истины сопровождает жизнь героини, поиск разгадки русской души. У России – женская душа. Россия – маятник, вечно колеблющийся между патриархальным прошлым и будущим; между рациональным и иррациональным, загадочным; между образованной Европой и таинственной Азией.

 В рассказе отразился поиск Буниным исторического идеала. Он пытается определить нравственно-этическую концепцию России. Он хочет задним числом (из 1945 года, когда написан рассказ) определить путь в будущее. Двойственность героини – это и двойственность самой России.

Бунин верит: путь России – это путь смирения, обуздания стихии, это путь духовного подвига.

 

5. Тема любви

 

Одной из основных в творчестве Бунина является тема любви.

Любовь, по Бунину, это всегда драма. Она всегда есть чувство неразделенное, счастье любви всегда не удовлетворено. Оно кратко и мимолетно.

Например, в рассказе «При дороге» девочка Параша полюбила вора. Но в конце узнает, что нужна была возлюбленному только для того, чтобы обокрасть отца.

В «Митиной любви» гибнет Митя, обманутый любовью. Митя неожиданно оказался в том сказочном мире любви, которого он втайне ждал с детства. Герой идеализирует свою возлюбленную. Но она предает его.

Митя сближается с деревенской молодухой Аленкой, но она еще раз обманывает Митино ожидание любви. Митя кончает жизнь самоубийством. «Полюбив, мы умираем», – такова основная мысль произведения.

О том, что счастье невозможно, свидетельствует также рассказ «Роман горбуна». Всю жизнь горбун ожидал счастья, мечтая, что его кто-нибудь полюбит, когда же он получил, наконец, письмо с признанием в любви и в нетерпении пошел на указанное место свидания, оказалось, что его ждала маленькая горбунья. «Беспощаден кто-то к человеку! – так кончается этот бунинский рассказ.

А вот рассказ «В Париже». В нем встречаются два потерявшихся в жизни одиноких человека. Но и их мечты тщетны: «На третий день пасхи он умер в вагоне метро».

В рассказе «Натали» после долгой разлуки и размолвки соединяются Алексей Мещерский и Натали. «И вот ты опять со мной и уже навсегда», – говорит Натали Мещерскому. «В декабре, – заключает автор, – она умерла на Женевском озере в преждевременных родах».

Смерть является разрешительницей всех противоречий и в рассказе «Дело корнета Елагина».

По страницам бунинских произведений проходят люди различных духовных и материальных возможностей. Казалось бы, различные судьбы должны быть у них, но разные только дороги, ведущие только к одному – к одиночеству или смерти. Это и понятно, потому что  для Бунина любовь – выдумка, а иллюзия не может ведь долго поддерживаться. Любовь для Бунина – это только мимолетный гость, «легкое дыхание» (в 1938 году был издан цикл рассказов «Темные аллеи»), готовое рассеяться в мире. Продлись она чуть дольше – и будничная проза уничтожит ее.

В рассказе «Кума» говорится о том, как неожиданное счастье выпадает кУму – жена его друга, в которую он влюблен, назначает ему встречу в Кисловодске через две недели. Он отвечает ей: «Как мне благодарить тебя!», а сам знает: «Там я ее, в этих лакированных сапожках, в амазонке и котелке, тотчас же люто возненавижу!»

По Бунину, таким образом, невозможно одному человеку навсегда проникнуться интересами, духовностью другого. Возможна мимолетная близость, когда будто достигнуто желаемое единение, но проходит время – и люди снова обособляются, снова оказываются во власти одиночества.

 

                        6. Тема деревни

 

Повести «Деревня» и «Суходол» выдвинули имя Бунина в ряд первых художников. Бунин рисует основные слои русского общества: крестьянство, мещанство и мелкопоместное дворянство. В повестях снова излюбленная бунинская проблема – жизнь души русского человека, изображение черт психологии «славянина».

В повестях ощутима перекличка с Горьким, с которым Бунин был в то время близок. Суть полемики в том, что, по Бунину, Россия – это страна деревенская, а по Горькому, Россия – государство уездное, потому, что «уездных городов тысячи».

«Деревня» – село Дурновка где-то в средней полосе России накануне революции. Главные герои два брата Красовы Тихон и Кузьма. Кузьма – разбогатевший кулак, соперничающий даже с помещиками. Тихон – талантливый самородок-мыслитель. Он размышляет о судьбе России, крестьянства, о национальном характере.

Две точки зрения  существуют в критике на облик деревни в изображении Бунина:

Считалось, что Бунин исказил облик деревни. Он сгустил мрачные краски, отверг традиции Тургенева. Бунин показал вырождающуюся деревню, он «оплакивает народ», он отошел от реалистического пути, попытался злое, озорное и преступное начало объявить чуть ли не основным свойством русского характера.

Важно отдавать отчет в том, что Бунин – реалист. Он не «обличает», а воспринимает с болью и состраданием. При этом он не делает различия между помещиками и крестьянами. Противоречие Бунина – это противоречие «любви-ненависти». Ненависти к темной и дикой стороне жизни и любви и сострадания к глубинной многовековой истории.

«Суходол» это повесть о русском дворянстве. По своему жанру ее можно назвать «дворянской элегией». Бунин изображает последних представителей древнего дворянского рода Хрущевых, их историю. Он выявляет исконно русские «мужицкие» черты и помещиков и дворовых. Причина общности – сама многовековая история, быт, психология, кровное родство. Русский характер, по Бунину,  полон контрастов и неразгаданных тайн.

Бунин писал: «Быт и душа русских дворян та же, что и у мужика. Нигде в иной стране жизнь дворян и мужиков так тесно, так близко не связана, как у нас»

7. Бунин и Толстой.

 

Всю жизнь Бунина можно назвать движением к Толстому.

Главная книга Бунина о Толстом называется «Освобождение Толстого». В заголовке звучит основная бунинская концепция жизни Толстого – освобождение от власти и авторитета, государственного, религиозного, научного. По Бунину, личность Толстого имеет пророческий характер, подобно личностям Будды, Христа и других пророков. Смысл жизни Толстого – безмерное расширение личности. Толстой преодолел обычно свойственное человеку своекорыстие, эгоизм и пришел к обостренному чувству сострадания. Толстой – единственный человек, подчинивший свое существование выношенным нравственно-философским идеям, поиску смысла жизни.

Бунин воспринял и развил на своем человеческом материале толстовские идеи. Одна из них – принцип «текучести человеческого характера». Человек противоречив, многолинеен, неисчерпаем.

Бунин выступает против буржуазной цивилизации. Он осуждает несправедливое устройство жизни. Он судит обыденность с точки зрения «вечных законов» бытия.

Единственным романом, вышедшим из-под пера Бунина, стал роман «Жизнь Арсеньева». По своему жанру это лирико-философское произведение автобиографического характера. Это роман воспитания, в котором господствует «поток сознания». Это «мысленный сон».

В одном из стихотворений Бунина воплотилась идея Жизни и Вечности. Человек, пройдя бренную жизнь, словно блудный сын из библейской притчи возвращается в дом своего Отца:

 

          И цветы, и шмели, и трава и колосья,

          И лазурь, и полуденный зной…

                    Срок настанет – Господь сына блудного спросит:

          «Был ли счастлив ты в жизни земной?»

 

          И забуду я все – вспомню только вот эти

          Полевые пути меж колосьев и трав –

          И от сладостных слез не успею ответить.

          К милосердным колосьям припав.

2