Вторник, 19.03.2024, 14:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Тема бюрократизма и проблема инакомыслия в романе В.Дудинцева «Не хлебом единым»

Тема бюрократизма и проблема инакомыслия в романе В.Дудинцева «Не хлебом единым»

           Одним из первых произведений, взорвавших  общественную атмосферу в период "оттепели", стал роман В.Дудинцева «Не хлебом единым», опубликованный в журнале «Новый мир» в 1956 году. По тем временам это было очень смелое произведение, по сути дела Дудинцев первым предпринял серьезную попытку дать критический анализ механизма управления страной. Он показывает, что теми, кто стоит у кормила власти, руководит не национальный интерес, а честолюбие, жажда власти, жадность к материальным благам.
            Дудинцев выбирает в качестве главного положительного ге¬роя изобретателя, который символизирует сомнение, инакомыслие. Открыватель — всегда инакомысля¬щий, в любой отрасли знаний. Главный отрицатель¬ный герой — высокий чиновник, представитель «эли¬ты власти», считающей инакомыслящих врагами.

             Конфликт между изобретателем Лопаткиным и чи¬новником  Дроздовым носит черты извеч¬ного спора между идеалистом, желающим облагоде¬тельствовать свой народ, и чиновником, которому мешает каждое нововведение, ибо оно угрожает его спокойствию. Но отмечая эти черты, писатель подчеркивает те характерные для советской действительности особенности, которые превращают этот конфликт в борьбу за право на инакомыслие, в борьбу с застывшей системой.

             Арест Лопаткина, суд над ним, осуждение на 8 лет лагерей — необходимы Дроздову,  ибо Лопаткин заражает сомнением других,  убивает в других веру в непогрешимость системы.

             Первой, кого заражает вирусом сомнения Лопаткин – Надежда Дроздова. Эта героиня, молодень¬кой девушкой увлеклась сильным, все умеющим, как ей казалось, Дроздовым и стала его женой. Жизнь в ор¬бите власти порождает в ней первые сомнения в спра¬ведливости того, что Дроздов делает, в чистоте его на¬мерений. Она вдруг обнаруживает, что он «стремится захватить побольше и все время кривит душой».

             Появление Лопаткина окончательно рассеивает по¬следние иллюзии. Надежда уходит от Дроздова к Лопаткину.

             Женщина, жена — всегда была у русских писате¬лей символом Родины, России. Дудинцев наделяет свою главную героиню — дополнительно — именем Надежда. Надежда не оставляет в невзгодах изобретателя, оста¬ется ему верной несмотря ни на что, несмотря даже на его любовь к другой женщине.

              Конец романа неоднозначен. С одной стороны,победил Лопаткин, ибо его изобретение принято, приносит пользу, но победил и Дроздов, ко¬торый, правда, потерял жену, но зато поднялся  по служебной лестнице на несколько сту¬пеней  выше, его позиция стала еще прочнее, он больше, чем когда–либо верит в свою силу, считая успех Лопаткина случайным, легкой царапиной на стене.

               Писатель не уверен, чья победа прочнее, кто ока¬жется победителем в будущем. Но впервые в советской литературе звучит убежде-ние: «Кто научился думать, того полностью лишить свободы нельзя». Учится думать Надежда, учится думать инженер Крехов, восторгавшийся Дроздовым и обнаруживший, что он «долго молился на ... деревянного..., идиот¬ского бога». Убеждается в несправедливости приговора член суда Бадьин. У многих и многих персонажей ро¬мана деятельность изобретателя Лопаткина вызывает «инакомыслие». Он как вирус, заражающий болезнью сомнения верующих в незыблемость системы граждан страны. Он учит их думать, а следовательно учит их свободе.