Вторник, 19.03.2024, 14:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Максимы

Истина не сокрыта, покровы на ваших глазах...

(вместо предисловия)

Вначале человек был един с природой, жил в гармоническом единстве с ней.

Об этом свидетельствует вся легендарная история человечества, народный эпос, наблюдения над жизнью так называемых «нецивилизованных» народностей.

Затем произошло грехопадение, человек отпал от вселенской гармонии, встал на путь конфронтации с природой, подчинения ее своей воле, замены естественной природы искусственной.

Человек сознательно отделил себя от природы, встал в позицию познающего субъекта. В создании целостной картины мира он не удовлетворился возможностями, предоставляемыми человеку пятью его органами чувств, ему показались недостаточными также возможности интуитивного познания, заложенные в человеке многоопытной природой – так называемое «шестое чувство». Чтобы изучить механизмы и законы, лежащие в основе всего сущего, человек создал рационалистическую науку. Не простая любознательность двигала познающим субъектом, но желание использовать познанные законы с целью управления природными явлениями и процессами. Человек сам стал творцом и создал мир вторичной, искусственной природы, который повсеместно вытеснил и заменил первоначальный мир дикой природы. Биосфера и гидросфера на каждом шагу сигнализируют о присутствии человека: растянувшиеся на десятки километров мегаполисы и огромные городские свалки, коммуникации, самолеты, корабли, подводные лодки, автомобили, воздух, отравленный тяжелыми молекулами и газами, Мировой океан, 30% поверхности которого покрыто нефтяной пленкой, земные недра, зияющие пустотами и провалами, оставшимися после добычи полезных ископаемых, испытаний ядерного оружия. Мы не задумываемся над этим, но, как правило, все природные ландшафты, которые окружают нас, имеют антропогенный характер, это вторичные леса, рукотворные сады и пашни, пересозданные водные артерии, несущие на себе отпечаток жизнедеятельности человека.

Представитель западной цивилизации настолько оторвался от мира дикой природы, что прекрасными для него выглядят не бескрайние лесные просторы, заповедные прерии и саванны, парящий в небе ястреб или изготовившийся в предвкушении охоты леопард, а небоскребы с неоновыми вывесками, Бруклинский мост, Эйфелева башня, стадион «Птичье гнездо». Именно грандиозные сооружения из стекла, пластика и металла приводят западного человека в неописуемый восторг, в состояние экстатического помешательства. Да и видел ли он когда-либо то, чем восхищались его далекие предки?

Практика европейского познания строит мир из осколков. Вначале познаются части, разнородные элементы окружающего мира, а потом с помощью науки конструируется его общая картина. Науке, чтобы воссоздать мир в целостности, вначале требуется его расщепить, разложить на составные части. Насколько достоверным будет конечный результат, зависит от современного состояния развития науки. В фундаменте современных представлений о действительности лежит механика Галилея и Ньютона, основывающаяся, в свою очередь, на гипотезе однородного и бесконечного пространства. Но откуда мы можем знать, что оно однородно и бесконечно?

Школьное образование, которое преподносит нам как истину в последней инстанции три аксиомы Ньютона, его пространство и время, его закон всемирного тяготения и многое другое, принуждает нас видеть свой «собственный»  мир глазами Ньютона. Именно ньютоновское представление о мире служит пропуском в мир Западной цивилизации. «Можно утверждать, что на всей физике лежит индивидуальный отпечаток его мысли: без Ньютона наука развивалась бы иначе», – утверждает С.И. Вавилов [2, с. 196]. Не только на физике лежит его «индивидуальный отпечаток», но и на музыке, искусстве, литературе...

Сознание представителя цивилизации Запада дисгармонично, расколото, да и может ли быть иначе, если он познает мир, предварительно разложив его на составные элементы, если вселенная представляется ему как хаотичное нагромождение предметов и явлений, из которых с помощью разума необходимо сконструировать нечто целое, пригодное для существования в нем.

В другом направлении пролегает вектор познания человека, живущего в любой восточной цивилизации, будь то индийская, китайская, японская или мусульманская.

Для представителя восточных цивилизаций, чтобы познать мир, не требуется предварительно расчленять его на составные элементы. Наоборот, «кто видит различия, тот не познал истину», - утверждает китайский философ Лао-цзы [6]. То же и у Свами Вивекананды: «Пока вы видите многое, вы заблуждаетесь» [3, с. 267]. Восток мистичен, для него целое реальнее части, оно постигается непосредственно, а если ты хочешь иметь части, частицы, бери это исходное целое и выделяй из него нужную область.

Западному рационалистическому уму трудно понять парадоксы, свойственные восточному миропониманию.  Восстанавливая целостность мироздания, мы погружаемся в Шуньяту, великое Ничто, считают буддисты. Шуньята есть прекращение отдельного существования предметов в этом мире, прекращение существования отделенности, и прежде всего отделенности человеческого «я» от мира. Шуньята – это осознание недифференцированного единства, утверждает лама Анагарика Говинда [5]. «Мир есть иллюзия ума не в том смысле, что освобожденный человек не видит ничего, кроме непроходимой Пустоты. Нет, он видит мир, тот же самый, что и мы. Но он не проводит в нем границ, не измеряет его, не делит его, как мы. Мир в его восприятии не распадается на отдельные предметы и явления» [11, с. 75].

Только интуитивное прозрение и любовь годятся для познания целостности и единства мироздания, считают на Востоке.  Никакая наука не заменит их. «Все, что ведет к Единству – истина. Любовь – истина, а ненависть – ложь... Любовь – сам Бог, а все существующее – проявление любви», - утверждает  Свами Вивекананда [3, с. 336]. Суфии обожествляли любовь как способ познания. «Зашей глаза, пусть сердце станет глазом», – призывал Джелаладдин Руми [12, с. 111]. «Сосредоточить свою волю на одном, слушать не ушами, а сердцем, не сердцем, а душой. Когда перестанешь слышать ушами и откликаться сердцем, душа очистится до пустоты и будет готова воспринимать вещи», – такова даосская интерпретация гносеологии Кун Фу–цзы [8, с. 143]. Если стереть все чуждое, привнесенное в натуру человека насильственно, все искусственное, механическое, то останется естественное, божественное, совершенное.

Мироощущение представителя восточных цивилизаций не разорванно, гармонично, целостно. В отличие от рационалистической науки, мистика не дает власти над природой, не осыпает человека материальными благами. Но она и не отрывает душу человеческую от природы, не вырывает индивида из вселенской гармонии.

Таким образом, суммируя сказанное, можно сделать вывод, что векторы познания представителей западной и восточных цивилизаций диаметрально противоположны. То, что для Запада – жизнь, для Востока – смерть, что для Востока – истина, для Запада – парадокс, и наоборот.

Различия между представителями разных цивилизаций проистекают не из индивидуальных или психологических особенностей, а именно из культурной, образовательной, ментальной заданностей. Каждая цивилизация, каждая культура учит своих представителей видеть мир через призму утверждаемых ею ценностей. Взгляд на мир представителя той или иной цивилизации – это в абсолютном большинстве случаев именно культурный, а не индивидуальный, человеческий взгляд на мир. Даже наиболее выдающимся представителям человечества не удается выйти за пределы своей цивилизации, поскольку на любом их творении лежит печать неповторимого культурного кода, скрывающего величие сотворенного от представителей иных культур.

Одно признание таких непреодолимых различий между разными культурами, цивилизациями, существующими в современном мире, с тревогой заставляет задуматься над вопросом: «А что есть истина?»

Истина не сокрыта, покровы на ваших глазах...

Освободитесь от групповой, расовой, кастовой, клановой, социальной, культурной, языковой, интеллектуальной и т.п. заданностей, очистите себя от чуждых наслоений, искажений, сковывающих сознание, искривляющих пространство вокруг вас, и вы сможете познать истину.

В этой книге под одной обложкой собраны афоризмы, максимы, притчи, стихи, принадлежащие перу представителей всех цивилизаций, определяющих ментальное лицо современного человечества. Но поскольку адресована она, в первую очередь, носителям западной и русской культур, постольку  приоритет отдан национальным и западным представителям.

Цель книги – познакомить читателя с наиболее глубокими, с точки зрения автора, высказываниями, суждениями представителей рода человеческого  о том, что есть добро и зло, бог и судьба, жизнь и смерть, в чем счастье и смысл жизни человека и т.п. Рожденная зачастую в муках и сомнениях, проверенная веками мудрость поколений может способствовать пробуждению первоистины, дремлющей в каждом из нас, содействовать раскрепощению сознания, освобождению от губительных стереотипов, клише, свойственных нашему мышлению.

Западная цивилизация переживает сейчас критический период в своем развитии. Многие говорят о системном кризисе, все большее распространение получает точка зрения об упадке и даже «смерти» Запада[1, 4, 7, 9, 10].

К сожалению, это мнение основывается на бесспорных фактах, объективных закономерностях,  которые трудно оспорить. Поэтому тем более важно всеми возможными способами будить коллективную интеллектуальную мысль Запада для поисков вариантов спасения цивилизации.

 

                                      Литература

1.    Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2004.

2.    Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1961.

3.    Вивекананда Свами. Философия йоги. Магнитогорск, 1992.

4.    Генон Р. Кризис современного мира. М., 2001.

5.    Говинда, лама Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма. СПб., 1993.

6.    Лао–цзы. Книга о пути и силе. СПб., 1994.

7.    Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя зла. М., 2001.

8.    Мудрецы Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. СПб., 1994.

9.    Поликарпов В.С. Закат Америки. СПб., 1999.

10.Салин Ю.С. Эволюционный тупик. Хабаровск, 2006.

11.Уотс Алан В. Путь дзэн. Киев, 1993.

12.Фиш Радий. Джалалиддин Руми. М., 1972.