Четверг, 19.10.2017, 12:00
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7534
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Любовь

ЛЮБОВЬ

На страницах «Мастера и Маргариты» автор показывает всю сложность и противоречивость взаимоотношений любящих друг друга людей, вечное притяжение и отталкивание мужского и женского начала. Показывает, как порой неожиданно врывается в человеческую жизнь любовь, как хрупка она, как время, вторгаясь в святая святых – интимную жизнь личности, – легко расстраивает планы любящих. Счастье, обретенное ценой страданий, оказывается слишком непрочным, и только в потустороннем мире души любящих воссоединяются.

Понять описанное в романе помогает знание обстоятельств личной жизни М.Булгакова. Встречу мастера и Маргариты напоминает знакомство писателя со своей последней женой – Еленой Сергеевной Шиловской.

Как и булгаковская героиня, Елена Сергеевна была замужем за человеком, занимающим высокий пост в государстве, – командиром дивизии Е.А.Шиловским. Как и Маргарита, она, встретив любимого и поняв, что это ее судьба, не испугалась трудностей предстоящего разрыва и утраты материального благосостояния. Исходным моментом любви Елены Сергеевны к Булгакову, как и у героини бессмертного романа, у которой «была страсть ко всем людям, которые делают что-либо первоклассно», являлся интерес к творчеству возлюбленного. Вот как объясняла свое желание познакомится с Булгаковым  Елена Сергеевна: «Я интересовалась им давно. С тех пор, как прочитала «роковые яйца» и «белую гвардию». Я почувствовала, что это совершенно особый писатель, хотя литература 20-х годов у нас была очень талантлива. Необычайный взлет был у русской литературы. И среди всех был Булгаков. Причем среди этого большого созвездия он стоял как-то в стороне по своей необычности, необычности языка, взгляда, юмора: всего того, что, собственно, определяет писателя. Все это поразило меня… Я была просто женой генерал-лейтенанта Шиловского, прекрасного, благороднейшего человека. Это была, что называется, счастливая семья: муж, занимающий высокое положение, двое прекрасных сыновей. Вообще все было хорошо. Но когда я встретила Булгакова случайно в одном доме, я поняла. Что это моя судьба, несмотря на все, несмотря на безумно трудную трагедию разрыва. Я пошла на все это, потому что без Булгакова для меня не было бы ни смысла жизни, ни оправдания ее». Согласитесь, что далеко не всякая женщина, мать двоих детей, станет разрушать семью, да еще имея в мужьях «прекрасного, благороднейшего человека». Это под силу лишь личности решительной, волевой. Именно такой была Елена Сергеевна, и такими же чертами характера писатель наделил героиню своего произведения. Маргарита – личность гораздо более сильная, чем ее возлюбленный, который представляет собой тип безвольного, целиком находящегося во власти обстоятельств человека. Только неожиданно приваливший выигрыш в сто тысяч рублей заставил мастера бросить не устраивавшую его работу, купить квартиру и начать писать роман об эпохе Христа. Благодаря Маргарите мастер вступает в борьбу за свое «бессмертное» произведение, но первые же неудачи повергают его в смертельный ужас: он сжигает свое творение. Сходит с ума и попадает в сумасшедший дом. Столь же легко, как постиг истину, мастер отказывается, попросту отрекается от нее: «У меня нет больше никаких мечтаний и вдохновения тоже нет… меня сломали. Мне скучно, и я хочу в подвал… Он мне ненавистен, этот роман… Я слишком много испытал из-за него».

В наказание за отступничество мастер и не получил доступ в царство «света» и был удостоен «покоя». Он помещен в «вечный дом», где героя ничего больше «не встревожит» и где он, «надевши свой засаленный и вечный» шутовской «колпак», сшитый Маргаритой, «будет засыпать с улыбкой на губах». Возлюбленная устроила мастера в соответствии со своими представлениями о счастье. И могло ли быть иначе, если мастер безволен и во всех жизненных ситуациях готов подчиниться игре обстоятельств либо перекладывает принятие решений на плечи Маргариты? Показательно, что даже при знакомстве первый шаг сделала Маргарита. Безусловное оправдание мастера – в его таланте, гуманизме написанного им произведения. Судьба мастера трагична, как трагична судьба созданного им героя.

Сопоставляя жизненные пути этих двух персонажей. Автор хочет донести до читателя мысль о трагичности миссии подлинных художников, о неизбежности страданий, ожидающих их на этом пути.