Вторник, 19.03.2024, 11:14
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Ирония

Ирония

Глубокий пессимизм писателя по отношению к человеческой природе и к идее обретения счастья обусловил одну важную стилистическую особенность романа. Она состоит в присутствии в «московских» главах романа всепронизывающей иронии. Современный мир, по замыслу Булгакова, – лишь жалкая пародия на происходившее на заре становления человеческой цивилизации. Ирония используется автором, в частности, при описании любви Маргариты и Мастера и проявляется, например, в сознательно допускаемой автором возможности различного толкования поступков героев. Мы можем поверить Маргарите и считать, что на сделку с сатаной она пошла из желания узнать что-либо о судьбе мастера и надежды помириться с ним. Но здесь автор зачем-то заставляет Азазелло обронить реплику о том, что «любая женщина в мире» мечтает вступить в связь с дьяволом. В контексте версии о жертвенности как исходном мотиве поступка Маргариты трудно объяснить как сладостное облегчение, испытанное героиней после натирания кремом Азазелло, так и поведение горничной Наташи, последовавшей примеру хозяйки и объяснившей свой поступок словами: «Ведь и мы хотим жить и летать!».

Как совместить слова Маргариты, согласно которым «ведьмой» она стала «от горя и бедствий», с утверждением «правдивого повествователя» о том, что ведьмой она была «всегда»? Зачем автор так компрометирует Маргариту, заставляя ее постоянно «скалиться»: «она оскалилась от ярости», «но вдруг оскалилась», «скалящая зубы», «однообразно скалясь», и ругаться: «ну вас к чертовой матери», «пошел ты к чертовой матери», «если ты, сволочь, еще раз позволишь впутаться в разговор», «сукин сын» и т.д.?

Ирония используется автором и при создании образа Мастера. Появляется он вряд ли случайно именно в тринадцатой главе, озаглавленной явно иронически: «Явление героя» – в мировой литературе еще не было произведения, в котором бы главный герой не имел даже имени и вводился в повествование столь поздно. И появляется булгаковский герой перед читателем одетым «в больничное». Мы узнаем, что он – «сумасшедший». По его собственному признанию, больше всего остального ему «ненавистен людской крик, будь то крик страдания, ярости или какой-нибудь иной крик».

Все это похоже на развенчание героя, поскольку характеризует Мастера как человека разочарованного, не способного на глубокие чувства. И вот этот «герой», «вынув из кармана халата совершенно засаленную черную шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М», надевает эту шапочку на себя и зачем-то «показывается Ивану… в профиль и фас». Разыграв эту комедию, «герой» приступает к рассказу о «верной, вечной» любви: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих. Так поражает молния, так поражает финский нож!».

Глубоко иронична и пессимистична символика булгаковского романа. Одним из ключевых символов является квартира, купленная Мастером на «лотерейные» деньги, в которой разворачивается любовная интрига. Покупка этой квартиры – едва ли не предел мечтаний героя. В разговоре с Бездомным он с гордостью вспоминает об этой квартире, в особенности о «раковине с водой» в передней. Все это вызывает у автора ироническую усмешку. Но самое важное состоит даже не в этой унизительной для подлинного героя мизерности требований к жизни, а в том, что квартира, приобретенная мастером, располагается… в подвале. С одной стороны, этот факт можно трактовать как то, что истинная любовь полна жертвенности и не знает преград, а с любимым и в шалаше рай, с другой стороны, рассказ о «настоящей, верной, вечной» любви, все события которой, кроме эпизода знакомства, разворачиваются в подвальном помещении, громко именуемом «квартирой», может быть признан глубоко ироничным.

Другим важным символом произведения является «печальная черная шапочка с желтой буквой «М». С одной стороны, это – подарок любимой, символизирующий ее веру в мастера и признание его таланта, с другой стороны, если придерживаться этой версии, трудно ответить на вопрос, почему эта шапочка «засаленная», а в самом конце повествования превращается вдруг в «вечный колпак»?