Вторник, 19.03.2024, 08:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Проза 20-х годов

Проза 20-х годов

Первое крупное законченное произведение Булгакова – повесть «Дьяволиада» – было опубликовано в 1924 году. Герой произведения – традиционный для русской литературы «маленький человек», бессильный постоять за себя, платящий безумием и гибелью за попытку бунта против бюрократической системы.

Написанная вслед за «Дьяволиадой» повесть «Роковые яйца» (1925) тоже заканчивается гибелью главного героя. Великое открытие профессором Персиковым лучей, способствующих гигантскому росту живых организмов, могущее принести благо всему человечеству, оборачивается трагедией, оказавшись в руках полуграмотных, самоуверенных людей, олицетворяющих новую бюрократию.

Было решено облучить куриные яйца, чтобы решить проблему питания, но яйца оказались змеиными, из них вылупились змеи, быстро достигшие размеров в телеграфный столб. И только июньский мороз спас людей от катастрофы (змеи вымерзли). Профессор Персиков погибает от рук объятой ужасом толпы. Вместе с ним гибнет и его гениальное открытие. Но в этом произведении профессор Персиков  перед гибелью успевает продемонстрировать своё могущество всем, кто пренебрегает интеллектуальным  богатством  нации.

Сразу вслед за повестью «Роковые яйца», примерно через несколько месяцев Булгаков создаёт самую известную свою повесть – «Собачье сердце», которая при жизни писателя опубликована не была. Первые её публикации состоялись в русскоязычных журналах (ФРГ, Англия, 1968 год). В России повесть была напечатана лишь в 1987 году.

Как и в повести «Роковые яйца», в «Собачьем сердце» главным героем является гениальный учёный-экспериментатор. Считалось, что нового человека можно создать так же легко и быстро, как построить Днепрогэс. И вот профессор Преображенский затевает эксперимент по очеловечиванию собаки. Этот эксперимент заканчивается провалом: милый и добрый пёс Шарик воспринимает худшие качества своего человеческого донора. В «Роковых яйцах» была показана неготовность общества принять новые гуманистические принципы взаимоотношений, основанные на уважении к усердному труду, культуре и знаниям, в «Собачьем сердце» та же проблема рассматривается на уровне личности, причём выясняется, что нравственное сознание трудящихся ещё далеко не соответствует требованиям, предъявляемым новым строем. Морально трудящиеся не готовы жить в новом обществе.

Параллельно с созданием повестей Булгаков писал большой роман о людях своего круга, их жизни, трагедии, судьбе – «Белая гвардия». Эта книга стала для них своеобразным памятником.

В «Белой гвардии» Булгаков стремился показать народ и интеллигенцию в пламени гражданской войны на Украине. Главный герой, Алексей Турбин, хоть и явно автобиографичен, но, в отличие от писателя, не земский врач, только формально числившийся на военной службе, а настоящий военный медик, много повидавший и переживший за три года мировой войны. Он в гораздо большей степени, чем Булгаков, является одним из тех тысяч и тысяч офицеров, которым приходится делать свой выбор после революции, служить вольно или подневольно в рядах враждующих армий. В «Белой гвардии» противопоставлены две группы офицеров — те, кто «ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку», и «вернувшиеся с войны в насиженные гнёзда с той мыслью, как и Алексей Турбин, - отдыхать и отдыхать и устраивать заново не военную, а обыкновенную человеческую жизнь». Зная результаты гражданской войны, Булгаков на стороне вторых. Лейтмотивом «Белой гвардии» становится идея сохранения Дома, родного очага, несмотря на все потрясения войны и революции, а домом Турбиных выступает реальный дом Булгаковых в Киеве на Андреевском спуске, 13.
Окончание произведения заставляет вспомнить «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» И.Канта и навеянные им рассуждения князя Андрея Болконского в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. В предназначавшемся к опубликованию в журнале «Россия» тексте заключительные строки романа звучали так: «Над Днепром с грешной, и окровавленной, и снежной земли поднимался в чёрную и мрачную высь полночный крест Владимира. Издали казалось, что поперечная перекладина исчезла - слилась с вертикалью, и от этого крест превратился в угрожающий острый меч.

Но он не страшен. Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Звёзды будут так же неизменны, так же трепетны и прекрасны. Нет ни одного человека на земле, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим мира, не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?».

В течение 1925–1927 годов Булгаков создал серию рассказов, составивших цикл «Записки юного врача». Автобиографические в своей основе, эти рассказы повествуют о жизни дореволюционной российской глубинки. В «Записках юного врача» народ показан без обычного для русской интеллигенции преклонения, рожденного чувством вины перед крестьянством за слишком долгое крепостное право. Отношение Булгакова к народу близко к чеховскому. Это взгляд врача, трезво видящего темноту крестьян, их невежество и агрессивную подозрительность к «образованным», но одновременно твердо осознающего свой долг – лечить их и просвещать.

В «Записках юного врача» автор изображает предреволюционную Россию как страну со вполне стабильной социальной жизнью. В этой стране фельдшер и акушерки являют собой вполне дееспособную культурную среду – «рать», готовую двигаться за своим предводителем «все вперед, вперед». В ней народная масса – темна (и в этом – укор автора прежней России), но надежда на ее просвещение не потеряна, пока сохранен авторитет людей образованных.