Вторник, 19.03.2024, 06:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Основные литературоведческие понятия М-Ю

МЕЛОДРАМА – драматическое произведение, отличающееся преувеличенной чувствительностью.

МЕМУАРЫ (франц. memoires – воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был.

МЕТАФОРА (от греч. metaphora – перенос) – это перенос наименования одного предмета или явления на другой предмет или явление по сходству. Напр., челнок (лодка) – челнок (деталь прялки) – челнок (человек, постоянно перевозящий через границу товары), или стальной (нож) – стальные (нервы) – стальной (цвет). Метафоры делятся на: 1) сухие (стертые, мертвые, т.е. те, переносный смысл которых забыт, напр., ж/д ветка происходит от ветки дерева); 2) общепоэтические (напр., малиновый звон);

3) авторские (напр., у В.Хлебникова: о, лебедиво!). Авторские метафоры толковыми словарями не фиксируются.

МЕТОД ТВОРЧЕСКИЙ (или художественный) – тот или иной тип духовно–практического опыта людей, творчески освоенный писателем в качестве первоосновы своего художественно–творческого воспроизведения жизни, в качестве абсолютного принципа, через призму которого писатель перерабатывает все, что оказывается в сфере его творческого восприятия.

МИСТЕРИЯ – жанр средневекового западноевропейского религиозного театра. В представлениях мистерий (на площадях городов) религиозные сцены чередовались с интермедиями – вставными комедийно-бытовыми эпизодами.

МОДЕРНИЗМ – достаточно условное обозначение периода культуры конца ХIХ – середины ХХ в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижней хронологической границей М. является "реалистическая", или позитивистская, культура ХХ в., верхней – постмодернизм, то есть 1950 – 1960-е гг.

Не следует путать искусство М. и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно.

Типичными искусствами М. являются  экспрессионизм и акмеизм. Типичными искусствами авангарда являются футуризм, сюрреализм, дадаизм. Главное различие между М. и авангардом заключается в том, что хотя оба направления стремятся создать нечто принципиально новое, но М. рождает это новое исключительно в сфере художественной формы (говоря в терминах семиотики), в сфере художественного синтаксиса и семантики, не затрагивая сферу прагматики. Авангард затрагивает все три области, делая особенный упор на последней. Авангард невозможен без активного "художественного антиповедения", без скандала, эпатажа. М. это все не нужно. В сфере прагматики модернист ведет себя, как обычный художник или ученый: он пишет свои замечательные картины, романы или симфонии и обычно не стремится утвердить себя перед миром таким активным способом, как это делают авангардисты. Наоборот, для модерниста скорее характерен замкнутый образ жизни, а если модернисты объединяются в какие-то кружки, то ведут они себя исключительно тихо и даже академично.

Вообще понятие М. тесно связано не только с искусством, но и с наукой и философией. Недаром многие ранние модернисты (особенно русские) были учеными и философами – Валерий Брюсов, Андрей Белый, Вячеслав Иванов. Нельзя не считать проявлениями М. в культуре ХХ в. такие ключевые явления, как психоанализ, теорию относительности, квантовую механику, аналитическую философию, структурную лингвистику, кибернетику и нельзя не считать модернистами Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга, Альберта Эйнштейна, Германа Минковского, Курта Геделя, Нильса Бора, Вернера, Гейзенберга, Фердинанда де Соссюра, Людвига Витгенштейна, Норберта Винера, Клода Шеннона.

М., если его рассматривать как такое комплексное движение в культуре ХХ в., отталкивался прежде всего от "реалистического", позитивистского мировосприятия ХIХ в. Основные различия между ними в следующем:
1. Позитивизм стремился к описанию существующей реальности, М. стремился моделировать свою реальность (в этом смысле эволюционная теория Дарвина является скорее модернистской, чем позитивистской, во всяком случае находится на границе).
2. У позитивизма ХIХ в была отчетливо заостренная материалистическая установка – реальность первична. Для М. скорее характерна противоположная установка: идеалистическая – первичным является сознание или агностическая – мы не знаем, что первично и что вторично, и нам это не важно.
3. Для позитивистов ХIХ в. наиболее фундаментальным было понятие реальности. Для М. понятие реальности растворялось в аллюзиях, реминисценциях, в зеркальных отображениях одного в другом – и фундаментальным становилось понятие текста, который, обрастая цитатами, аллюзиями и реминисценциями, превращался в интертекст, а потом уже, в эпоху постмодернизма,
в гипертекст.
4. Для позитивистского "реалистического" понимания литературы был, тем не менее, характерен чисто романтический конфликт героя и толпы (ср., например, Базарова, Рахметова, Растиньяка и Валентена в произведениях Тургенева, Чернышевского и Бальзака, которые считаются реалистами). В М. этот конфликт рассасывается и вообще идея изображения личности с ее сложными душевными переживаниями уходит на второй план либо возводится в ранг сверхценности красота редуцированного сознания, как у Фолкнера в "Шуме и ярости" (Бенджи Компсон), или сознание расщепляется, как в "Школе для дураков" Саши Соколова. Если же в произведении все же есть конфликт героя и толпы, как, например, в "Докторе Фаустусе" Томаса Манна, то он проведен нарочито пародийно, как и вся сюжетная канва этого произведения (см. также принципы прозы ХХ века).
5. Если для литературы ХХ в. характерна "семейность", изображение семьи и ее микро- и макросоциальных проблем, то в ХХ в. это остается только у писателей – последователей "реалистической" традиции (Дж. Голсуорси, Роже Мартен дю Гар, Теодор Драйзер). Представители же М. либо вообще не касаются проблемы семьи, как, например, в "Игре в бисер" Гессе или "Волшебной горе" Манна, "Бледном огне" Набокова, "Мастере и Маргарите", или рисуют распад семьи, как во всех почти произведениях Фолкнера, "Будденброках" Томаса Манна, "Петербурге" Белого, "В поисках утраченного времени" Пруста, "Улиссе" Джойса. Если в литературе ХIХ в. много прекрасных произведений и страниц посвящено детству и детям, то для М. это не характерно. Если о детстве и говорится, то как о безвозвратно утраченном (Пруст) или искалеченном психической болезнью ("Шум и ярость" Фолкнера, "Школа для дураков" Соколова). В "Мастере и Маргарите" есть важный в этом смысле эпизод, когда Маргарита на пути на шабаш залетает в какую-то московскую квартиру и разговаривает с мальчиком (здесь подчеркивается, что у ведьмы, которой стала Маргарита, не может быть детей). Таким образом, М. изображает мир без будущего, апокалиптический мир. Это мир в преддверии фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма.

НАПРАВЛЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ – единство писателей по общему типу художественного содержания, прежде всего в зависимости от того, в чем, в какой стороне жизни художник видит основной, высший смысл человеческого существования или, напротив, корень, причину бед и мучений человека.

НЕПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ художественного произведения – прямо формулируемые нравоучительные сентенции, дидактические мысли, включаемые в текст  произведения философские, политические, религиозные, моральные идеи и представления, обретающие художественную форму и взаимодействующие с пластическими элементами.

ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – художественное изображение человеческой жизни в предельно конкретной форме, но несущее в себе в то же время обобщение и выражающее эстетический и нравственный идеал писателя (художника).

ОЧЕРК – один из жанров эпической, повествовательной литературы, который отличается от других достоверностью, тем, что в очерке изображаются обычно события, происходившие в реальной жизни. В то же время он сохраняет особенности образного отражения жизни.

ПАЛЕОГРАФИЯ – (от палео и графия, историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние системы записи музыки, устанавливает принципы их расшифровки.

ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet), злободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально–политическое, обличение. Публицистичность нередко сочетается с художественной сатирой. Памфлетность может проникать в различные художественные жанры (роман-памфлет; пьеса-памфлет).

ПЕЙЗАЖ – в художественном произведении описание природы, которое не только дает возможность увидеть, где происходит событие, но и помогает понять его.
ПЕРСОНАЖ – действующее лицо художественного произведения.
ПЕСНЯ – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения; фольклорная песня возникает обычно вместе с мелодией.
ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ художественного произведения – словесно выраженные вещи, явления, персонажи, ситуации и взаимоотношения, составляющие художественный мир произведения.

ПОВЕСТЬ – прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного героя, личность и судьба которого раскрываются в пределах немногих событий – эпизодов («Вешние воды» И. С. Тургенева; «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына; «Старик и море» Э. Хемингуэя).

ПОСЛАНИЕ – поэтическое или публицистическое произведение в форме письма к реальному или фиктивному лицу. Стихотворные послания как жанр существовали от античности (Гораций, «Наука поэзии») до сер. 19 в. (А.С. Пушкин); позднее – единичные стихотворения (В. В. Маяковский). Прозаическое послание дидактического содержания – характерный жанр средневековой литературы (послание отцов церкви).

ПОСТМОДЕРНИЗМ – основное направление современной философии, искусства и науки. В первую очередь П. отталкивается, естественно, от модернизма (П. и означает – "все, что после модернизма"). Непосредственными предшественниками П. являются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Последние два понятия чрезвычайно близки основным установкам П. – постструктурализм и деконструкция "свели историю к философии, а философию к поэтике". Главный объект П. – Текст с большой буквы. Одного из главных лидеров П., Жака Деррида (который, правда, не признает самого термина П.), называют Господин Текст.

Различие между П. и постструктурализмом состоит, в первую очередь, в том, что если постструктурализм в своих исходных формах ограничивался сферой философско–литературоведческих интересов (втайне претендуя на большее), то П. уже в 1980-е гг. стал претендовать на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды.

Вторым отличием П. от предшественников стал отказ от серьезности и всеобщий плюрализм. В том, что касается философии, например, П. готов сотрудничать и с аналитической философией, и с феноменологией, и даже с прагматизмом.

Здесь, по-видимому, дело в том, что П. явился проводником нового постиндустриального общества, сменившего или, по крайней мере, сменяющего на Западе традиционное буржуазное индустриальное общество. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности – власть, деньги, обмен, производство – стали подвергаться деконструкции.

В П. господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала "культурная опосредованность", или, если говорить кратко, цитата. "Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны", – как-то обронил С.С. Аверинцев; поэтому каждое слово, даже каждая буква в постмодернистской культуре – это цитата.

Другой фундаментальный принцип П. – отказ от истины. Разные философские направления по–разному понимали истину, но П. вообще отказывается решать и признавать эту проблему.

П. был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга.
На место пародии классического модернизма в П. стал пастиш.

Место классического модернистского интертекста в П. занял гипертекст, гораздо более гибкое приспособление, которым можно манипулировать и так и эдак.

ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ – общее название для ряда подходов в философии и социогуманитарном познании в 1970 – 1980-х гг., связанных с критикой и преодолением структурализма.

Цель П. – осмысление всего "неструктурного" в структуре, выявление парадоксов, возникающих при попытке объективного познания человека и общества с помощью языковых структур, преодоление лингвистического редукционизма, построение новых практик чтения.

П. в основном французское направление мысли: его главные представители – Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Деррида, Жан Бодрийар, Юлия Кристева.

Одной из главных задач П. становится критика западноевропейской метафизики с ее логоцентризмом, обнаружение за всеми культурными продуктами и мыслительными схемами языка власти и власти языка. Логоцентризму, основанному на идее бытия как присутствия, данности, смысла, единства, полноты, в П. противопоставлены идеи различия и множественности.

Поток сознания – в литературе модернизма ХХ в. стиль, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности синтаксиса. Понятие П. с. принадлежит американскому философу, одному из основателей прагматизма Уильяму Джеймсу. Он считал, что сознание подобно потоку или ручью, в котором мысли, ощущения, переживания, ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо переплетаются подобно тому, как это происходит в сновидении).

П. с. предстюляет собой форму, имитирующую устную речь, внутренний монолог.

РАЗВЯЗКА – эпизод литературного произведения, в котором происходит разрешение основного художественного конфликта.
РАССКАЗ – эпический жанр, малая форма литературного произведения, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя.
РЕМАРКА – авторское пояснение в драматическом произведении, с помощью которого уточняются место действия, внешние и духовные отличия персонажей, их состояние.
РЕПЛИКА – фраза собеседника в диалоге, возникшая как отклик на слова партнера.
РИТМ СТИХОТВОРНЫЙ – повторение однородных звуковых особенностей, чередование ударных и безударных слогов.
РИФМА   звуковые совпадения в конце строк.

РОД ЛИТЕРАТУРНЫЙ – эпос, лирика, драма. Определяется по разным признакам: с точки зрения способов подражания действительности (Аристотель), типов содержания (Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг), категорий гносеологии (объективное – субъективное у Г. Гегеля), формальных признаков (А. Н. Веселовский), психологии (Э. Штайгер). Несмотря на зыбкость определений межродовых границ и обилие промежуточных форм (лироэпическая поэма, лирическая драма), в каждом произведении, как правило, можно выделить родовую доминанту: повествование о событии (эпос), субъективно–эмоциональное размышление (лирика), диалогическое изображение событий (драма). Разделение литературы на роды – предпосылка дальнейшего членения ее на виды и жанры.

РОМАН (франц. roman так называли произведения, написанные на романских языках) – один из самых распространенных в русской литературе эпических жанров. Жанр романа позволяет писателю использовать разнообразный жизненный материал, показать сложные взаимоотношения между людьми, бытовые, социальные и исторические конфликты. Как правило, романы являются прозаическими произведениями крупной формы. Разновидностью жанра является «роман в стихах» «Евгений Онегин» – романное повествование с гибкой структурой, опирающееся, однако, на строгие стиховые формы «онегинской строфы».

САЙЕНИСТЫ (англ. science – наука) – ученые-литературоведы, стремящиеся разрешить проблемы литературы, опираясь на достижения различных областей науки, продолжая во многом усилия позитивистов ХIХ века.

САРКАЗМ – едкая, язвительная насмешка.
САТИРА – наиболее беспощадное осмеяние несовершенства мира, человеческих пороков.

СКАЗ – особый тип характерологического повествования, в котором автор передает слово рассказчику, который может быть назван по имени, а может остаться и анонимным, при этом в произведении возникает «установка на устную речь». Приметами устной речи в сказе является специфический порядок слов (сказуемое впереди подлежащего – «пошел он…»), разговорные конструкции («возьми да и…», «как прыгнет…» и т.п.), повторы, частицы, междометия, присоединительные союзы в начале предложения и т.п.

СОЦ–ART – направление постмодернизма, использующее различные советские идеологемы – политические, социальные и т.д. Введен В. Комаром и А. Меламидом в 1972 г. Соц-арт как движение был теоретически обоснован М. Тупицыной в статьях «Соц-арт: русский псевдогероический стиль» (1984) и «Соц-арт: русское деконструктивное усилие» (1986).

СТИЛЬ ПИСАТЕЛЯ – основные художественные и идейные особенности, присущие его творчеству (круг характеров и сюжетов, своеобразие языка и т.д.)

СТРОФА – часть стихотворения, объединенная в единое целое рифмой, ритмом, содержанием.

СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ – лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими признаками лирического стихотворения, как небольшой объем, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по метрическому признаку, – с ритмической прозой и свободным стихом. Форма Стихотворения в прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов; первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы" (изд. 1842); термин "Ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878–1882. Широкого распространения жанр не получил.

СТРУКТУРАЛИЗМ – направление в литературоведении, изучающее словесное искусство как такую систему, элементы которой способны к интеграции и трансформации, возник под влиянием смежных дисциплин (в первую очередь лингвистики, семиотики, логики, этнологии) и за счет переосмысления наследия русского ОПОЯЗа, феноменологической эстетики и пр. В период 30-х (Пражский лингвистический кружок) – нач. 1960-х гг. С. рассматривал литературу как коммуникативный акт с установкой на выражение, сосредоточивался на функциональных зависимостях между элементами художественного произведения, выступающего в качестве такого иерархически организованного системного целого, внутренние связи которого могут быть сведены к двоичным (бинарным) отношениям.

СУБЛИМАЦИЯ – согласно психоанализу, процесс преобразования и переключения энергии нездоровых влечений на поле культурного творчества или социальной деятельности.

СЮЖЕТ – событие или ряд событий, изображенных в произведении в определенной последовательности, составляющие содержание художественного произведения.
ТЕМА – то, что положено в основу литературного произведения, главный предмет повествования.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ – наука о специфике художественной литературы как вида искусства, о ее социальной и эстетической природе, закономерностях ее развития, принципах анализа отдельных художественных произведений, творчества писателей и литературного процесса в целом.

ТЕЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ – общность художников на основе единства социально–идеологической позиции, поскольку она нашла выражение в содержании их художественного творчества.

ТРАГЕДИЯ – драматическое произведение, в котором изображаются исключительно острые, непримиримые конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героев. Эта борьба обнаруживает возвышенность стремлений и силу характеров действующих лиц.
ТЩАТЕЛЬНОЕ ПРОЧТЕНИЕ – основополагающий принцип анализа художественного произведения, предлагаемый американской «новой критикой». Тщательное прочтение предполагает подход к избранному для ана