Вторник, 19.03.2024, 13:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Федор Кузьмич Сологуб

Федор Кузьмич СОЛОГУБ

 

 

(1863–1927)

 

ПЛАН

 

1.    Биографические сведения.

2.    Источники творчества. Мировоззрение.

3.    Темы творчества.

 

Настоящая фамилия писателя – Федор Кузьмич Тетерников.

У будущего  писателя было трудное детство.

Он родился 17 февраля 1863 года в Санкт–Петербурге в семье портного, бывшего крестьянина Полтавской губернии, незаконного сына помещика, Кузьмы Афанасьевича Тетерникова. Через два года родилась сестра писателя, Ольга. Семья жила бедно, хотя отец смог устроиться самостоятельно: с женой и детьми в собственной квартире, но Кузьма Афанасьевич прожил недолго: в 1867 году, когда его сыну было четыре года, он умер от чахотки. Мать попыталась продолжать самостоятельную жизнь, держала одно время прачечную, но трудности вынудили её вернуться прислугой в семью Агаповых, старых петербургских бар, у которых она когда–то прежде служила. В семье Агаповых и прошло всё детство и отрочество будущего писателя. Двойственность жизни –с одной стороны, господа его баловали и он был на особом положении (читал книги, журналы, слушал музыку и часто посещал театр), с другой –чад и угар кухни, в которой трудилась его мать, с жестокостью вымещавшая на детях тяготы своей жизни, –развила в юном Фёдоре Тетерникове отчуждённость и скрытность. Частые порки розгами (а били, практически, за всё, хотя поводов, вроде, не было: Фёдор был прилежным учеником и помощником) и размолвки с матерью не оставляли горечи в сердцах детей, свыкнувшихся с безжалостной справедливостью кары: это был глубоко закрытый семейный круг, в который они не посвящали никого. Оттого утраты близких – матери (ум. в 1894) и сестры (ум. в 1907) – Сологубом переносились очень тяжело. Представление о той поре жизни можно найти в рассказе «Утешение» (1896), воспроизводящим с почти автобиографической точностью обстановку детства автора, который не оставил после себя ни автобиографии, ни воспоминаний, и крайне редко претворял эпизоды своей личной жизни в фабулу литературного произведения.

Свой поэтический дар Фёдор ощутил в возрасте двенадцати лет, а первые дошедшие до нас законченные стихотворения датируются 1878 годом. В это время он очень много и разнообразно читал, особенное впечатление произвели на него романы «На высоте» Ауэрбаха, «Преступление и наказание», «Робинзон Крузе», «Дон-Кихот», «Король Лир» – последние не только были прочитаны множество раз, но буквально изучены, строка за строкою. Из поэтов Фёдор в ту пору особенно увлекался Некрасовым, что примечательно, – почти все стихи этого смертельно мрачного, в чём-то даже декадентского, поэта, скрывшегося под личиной гражданского лирика, он знал наизусть и считал гораздо выше Лермонтова и Пушкина. Повествовательная, лишённая метафор и «красивостей», и вместе с тем лёгкая, поэзия Некрасова отразилась в стихах первых лет Сологуба, для которых характерны прозаическое отношение к лирическому сюжету, сценки или рассуждения, более привычные для реалистической повести или романа, внимание к бытовым деталям, не отличающимся поэтичностью, прозрачные простые сравнения.

В 1878 году Фёдор Тетерников поступил в Санкт–Петербургский Учительский институт. Институт этот был особенный. Под руководством высокообразованного и прогрессивного директора К.К. Сент-Илера в институте преподавали самые передовые педагоги того времени. Атмосфера свободы личности развивала лучшие качества учеников. Поступить в него помогли Агаповы и учитель Владимирского училища, принимавший деятельное участие в школьной судьбе Фёдора. В институте он учился и жил четыре года и учился прилежно, так как хотел скорее стать на ноги и жить самостоятельно, и тем самым избавить мать от унизительного труда. Среди товарищей Фёдор Тетерников выделялся своею нелюдимостью и внешним видом. «Ни вина, ни пива не пил, рестораны и портерные не посещал. Даже в день институтского праздника держался отдельно и не принимал участия в танцах и попойке», – спустя полвека вспоминал сокурсник по институту      И. Попов.

В эти годы Сологуб много переводил: Шекспира, Гейне, Гёте… Также пробовал писать прозу: в 1879 году был начат роман-эпопея «Ночные росы» о судьбах трёх поколений, а также теоретическое исследование о форме романа. И хоть столь грандиозный замысел не был завершён, он много дал юному писателю, будучи необходимой литературной практикой.

 

В последний год учёбы была начата поэма «Одиночество», такая же масштабная по своей идее, и также имевшая автобиографические мотивы. Посвящалась она Н. Некрасову. Герой поэмы – юноша, умирающий от болезни, живущий одиноко и безучастно, ничего не добившийся, хотя мечтавший о подвиге, но отдавший самого себя порокам: странным образом в одном лице были соединены мечтатель, могущий быть подвижником, и эгоист-эстет, презирающий толпу. Так в гражданскую тематику проникают элементы эротического и болезненного, столь характерные для будущего русского декадентства. Сам Фёдор сочувствовал демократическим настроениям того времени (в домашнем кругу горячо отстаивал правоту Веры Засулич, стрелявшей в 1878 году в вице-губернатора Петербурга), но идейной близости с народом не находил.

 

...Но ему как-то не приходит в голову пожертвовать собою за других, – пишет Сологуб о схожем герое в набросках к очерку того же времени, «Об одиночестве». – Если же он об этом и думает, то это сопровождается такими тщеславными мечтами, что ему самому потом делается противно. И эта дума о себе приводит к тому убеждению, что человек не должен дорожить жизнью: будущее для нас ничего не стоит потому, что мы его не имеем, а между этим будущим и смертью есть ли разница? После смерти этой разницы мы не найдём. Весь вопрос: быть или не быть? Но ответ: не быть – должен быть приятен человеку, которому тяжело быть...

 

Работать над поэмой «Одиночество» Фёдор продолжал всё время до конца 1883 года.

Учительский институт Ф. Тетерников закончил в июне 1882 года, защитив с отличием диплом «Животный эпос в сказках русского народа». Через месяц, взяв мать и сестру, он уехал учительствовать в северные губернии – сначала в Крестцы, затем в Великие Луки и Вытегру, – в общей сложности проведя десять лет в провинции.

 

В начале 900-х годов приезжает в Петербург. Здесь взошла его звезда как одного из модных писателей–символистов.

Сологуб – автор романов «Тяжелые сны», «Заклинательница змей», «Мелкий бес», «Слаще яда», «Творимая легенда», поэтических сборников «Жало смерти», «Истлевающие личины», «Книга разлук», «Книга очарований».

Философско-эстетическое кредо Сологуба опирается на учение Шопенгауэра, изложенной в его работе «Мир как воля и представление». Человек для Сологуба полностью отъединен от мира. Мир ему непонятен. Единственная возможность преодолеть зло жизни – погрузиться в сладостную легенду. Ее выдумывает себе сам художник. Сологуб использует романтическую формулу: «Беру кусок жизни и творю из него сладостную легенду». Жизнь для поэта – земное заточение, безумие.  Попытки найти из него выход – бесплодное занятие. Люди как в клетке обречены на одиночество.

Основной темой Сологуба становится тема смерти. Она – выход из клетки жизненного зла. И жизнь и смерть управляются неподвластными сознанию силами. Жизнь – жалкая игрушка в руках бесовских сил. Тема рока наиболее сильно отразилась в одном из программных стихотворений – «Чертовы качели».

 

В тени косматой ели

Над шумною рекой

Качает черт качели

Мохнатою рукой.

Качает и смеется,

Вперед, назад,

Вперед, назад.

Доска скрипит и гнется,

О сук тяжелый трется

Натянутый канат и …

 

Просвет в ужасе жизни – некая идеальная красота. Но и она тленна. Единственная реальность и ценность мира для поэта – собственное «я». Смерть, освободив это «Я», преображает только формы его бытия. Ему суждено новое возвращение в новых личинах. Так совершается «пламенный круг» человеческой жизни.

 

Мы – плененные звери,

Голосим как умеем.

Глухо заперты двери,

Мы открыть их не смеем.

 

Если сердце преданиям верно,

Утешаяся лаем, мы лаем.

Что в зверинце зловонно и скверно,

Мы забыли давно, мы не знаем.

 

К повторениям сердце привычно, –

Однозвучно и скучно кукуем.

Все в зверинце безлично, обычно.

Мы о воле давно не тоскуем.

 

Мы – плененные звери,

Голосим как умеем.

Глухо заперты двери,

Мы открыть их не смеем.

 

Мироздание Сологуба – принципиально двоемирно. Земная жизнь – мир насилия и зла. Она воплощается в символах Лиха, Мелкого беса, Недотыкомки. С другой стороны существует прекрасный мир, созданный  воображением художника. Это земля Ойле. Мир реальный и мир призрачный сосуществуют. Действительность призрачна, а призраки существуют на самом деле.

 

 

Пойми, что гибель неизбежна.

Доверься мне

И успокойся безмятежно

В последнем сне.

 

В безумстве дни твои сгорели,

Но что тужить!

Вся жизнь, весь мир – игра без цели.

Не надо жить.

 

Не надо счастия земного,

Да нет и сил,

И сам ты таинства иного

Уже вкусил!

 

х х х

 

Из цикла «Звезда Маир»

 

Мой прах истлеет понемногу,

Истлеет он в сырой земле,

А я меж звезд найду дорогу

К иной стране, к моей Ойле.

Я все земное позабуду,

И там я буду не чужой,

Доверюсь я иному чуду,

Как обычайности земной (1898).

 

В 1902 г. вышел свет самый известный из романов Сологуба «Мелкий бес», воплотивший в себе традиции сатиры Гоголя, Щедрина, Чехова. Главный герой – провинциальный учитель Передонов, умственно ограниченный, угрюмый, недоброжелательный человек, он совершает нелепые поступки. Опасается доносов на себя, доносит сам, шпионит за гимназистами. «Передоновщина» – обобщенное понятие невежества, тупости, подозрительности и пошлости.

В 1909 г. написан не менее известный сологубовский роман «Творимая легенда». Действие происходит в городе Скородеже, затем переносится в Страну Соединенных Островов. Главный герой романа ученый–химик, писатель и поэт Триродов. Он выдвигает утопическую программу. Это программа индивидуализма. В ее основе представление о миродержавной Воле. Человек должен освободиться. Для этого надо вознестись над другими людьми и заменить действительную жизнь миром творческой фантазии.

Символика романа заключена в образах двух женщин. Они символизируют две стороны жизни человека. Лунная женщина – Лилит олицетворяет мечту, а солнечная жена Ева (Елисавета) – жизнь. Женщины олицетворяют две истины, два вида познания: Лирическое, отрицающее внешний мир, и Ироническое, которое приемлет роковые противоречия мира.

2