Вторник, 19.03.2024, 14:40
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

"Анна Снегина"

"Анна Снегина"

«Анна Снегина», лучшая из поэм С.Есенина, была написана поразительно быстро – в течение месяца – января 1925 года. Не оцененная по достоинству современниками, она причислена к разряду классических произведений потомками: «большое видится на расстоянье».

Поэма полна глубоких коллизий, прежде всего связанных с судьбой личности и народа в эпоху исторических катаклизмов. Так, не случись революции и гражданской войны, не было бы встреч Анны и Сергея, Прон Оглоблин не вернулся бы так быстро с каторги и не стал мутить народ, призывая грабить помещичий дом, наконец, Анна не оказалась бы в Лондоне без какой-либо перспективы вернуться на родину. Лишь судьба Сергея вряд ли изменилась бы. Потому что то роковое «нет», сказанное «девушкой в белой накидке», навсегда перевернуло его жизнь, научив не доверять людям, воспринимая мир как отчуждённый. Сергей в поэме холоден, что отчётливо видно на фоне жизнерадостности мельника и фанатической одержимости идеей революционного обновления мира Прона Оглоблина:

Мой мельник во всю улыбается.
Какая-то веселость в нём.
«Теперь мы, Сергуха, по зайцам
За милую душу пальнём!»
Я рад и охоте...
Коль нечем
Развеять тоску и сон.
Сегодня ко мне под вечер,
Как месяц, вкатился Прон.
«Дружище!
С великим счастьем!» и т.п.

Сергей свысока смотрит на мельника, ему непонятны жизнерадостность и оптимизм последнего. Он так оценивает поведение мельника: «с ума, знать, спятил», «устроил волынку, бездельник», «заставил меня, бездельник, в чужой ковыряться судьбе» и др. Лишь однажды эта холодно-отчуждённая интонация в описании героя изменится, когда Сергей произнесёт свой знаменитый антивоенный монолог:

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щёк.

Нет, нет!
Не пойду навеки!
За то, что какая-то мразь
Бросает солдату-калеке
Пятак или гривенник в грязь.

Но это только исключение из правила. Всё остальное время Сергей выступает в большей степени как сторонний наблюдатель и статист описываемых событий. На приглашение Анны посетить их дом он вообще никак не отреагировал:

Я шёл по дороге в Криушу
И тростью сшибал зеленя,
Ничто не пробилось мне в душу,
Ничто не смутило меня.

На попытку Анны сблизиться Сергей хладнокровно оскорбляет её, предлагая почитать свои «кабацкие» стихи. Он как бы говорит ей: вот всё, что могу предложить, могу любить только такой «любовью». Он не верит в искренность чувств Анны, полагая, что она ищет встреч с ним не по зову сердца, а из желания польстить своему самолюбию да из стремления найти утешение посреди хуторского разора, больно ударившего по её судьбе. Как представляется, в своих предположениях герой не очень далёк от истины. Правда, «холод чувств», на который его обрекла неудачная первая любовь, не позволил ему понять и по достоинству оценить и совершенно искренний поступок Анны – присланное ею из далёкого Лондона короткое, полное тоски по родине, письмо. Несмотря на правдивость, строгость письма Анны, честность мыслей и чувств, оно нисколько не тронуло Сергея. Он воспринял его как бесполезное и «беспричинное».

Поражает сходство «Анны Снегиной» и пушкинского «Евгения Онегина». Начиная с фамилий главных героев, вынесенных в заголовок произведений: в написании они отличаются одной буквой. Функции, которые выполняют Онегин и Снегина, тоже идентичны. Очень похожи сюжеты произведений. Завязка пушкинского «романа в стихах» – письмо Татьяны Онегину, на которое герой отвечает отказом. Завязка «Анны Снегиной» – в произнесенном «девушкой в белой накидке» за много лет до описываемых событий коротеньком «нет». Оба персонажа, не оценившие  вначале любовь доверившихся им людей, ищут их расположения спустя много лет, Но не находят. Сюжеты «Евгения Онегина» и «Анны Снегиной» служат доказательством одной и той же идеи: когда любим мы, не любят нас; когда любят нас, не любим мы. Думается, потому у «Евгения Онегина» и не получилось продолжения, что та мысль, ради которой писалось произведение, была уже высказана.

Параллельно с лирической темой, временами пересекаясь с ней, в «Анне Снегиной» развивается тема эпическая: повествование о революционной ломке в деревне. Большой заслугой Есенина явилось создание образа типичного деревенского революционера в лице Прона Оглоблина. Герой этот – убийца:

И нагло в третьевом годе,
Когда объявили войну,
При всем честном народе
Убил топором старшину.

В числе других десяти криушан Прон был забит в колодки и услан в Сибирь. Но после февральской революции он оказался на свободе.

Открыли зачем-то остроги,
– возмущается мельничиха,
Злодеев пустили  лихих.
Теперь на большой дороге
Покоя не знай от них.
Вот тоже, допустим… с Криуши…
Их нужно в тюрьму за тюрьмой,
Они ж, воровские души,
Вернулись опять домой.
У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян.
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.

И вот именно Прон Оглоблин решает организовать в родном селе коммуну. Сомнительно, что он имел хотя бы малейшее представление о том, что это такое. Именно Прон призывает крестьян к захвату земель у помещиков:

И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ.
«Эй, вы!
Тараканье отродье!
Все к Снегиной!..
Р-раз и квас!
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!»

Прона постигло вполне заслуженное наказание: он был расстрелян деникинцами. Именно на таких людей, фанатичных, злых, ограниченных, склонных к насилию, и делали ставку большевики, совершая революцию. После Оглоблина не осталось ни дела, ни доброй памяти.

В конце поэмы возникает неясная проекция в будущее, но она связана со своего рода возвратом в прошлое. Автор делает вывод, что жизнь ценна сама по себе, а не тем, была она счастливой или нет.