Воскресенье, 20.08.2017, 05:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7532
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Истоки

Истоки


(1895-1925)


Я сердцем никогда не лгу…
С.Есенин

Прошло более столетия со дня рождения С.Есенина и 84 года со дня его смерти. Немалый срок в истории человечества, особенно когда речь идет об истории новейшего времени. Полеты в космос, телевидение, изобретение атомного оружия, создание всемирной компьютерной сети – всего этого не застал С.Есенин. Но еще на заре становления современной цивилизации он заметил опасную тенденцию в ее развитии, заявив, «что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого…». Мир таков, что «тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений». Это сказано о России Советской. Еще резче С.Есенин отзывался о Западной Европе: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать…». После поездки по Америке Есениным был написан очерк, символически озаглавленный «Железный Миргород».

Конечно, С.Есенин выступал не против прогресса как такового, ему просто казалось, что цена, которую человечество готово заплатить за него, слишком велика. К несчастью, пророчество поэта сбылось: кибернетизированный современный  человек почти утратил связь с природой и в его сознании прекрасными выглядят не спелые ржаные поля с синеющими васильками, не цветущий яблоневый сад, а, скорее, небоскребы, подпирающие небо, улицы, сплошь покрытые асфальтом, рестораны с неоновыми вывесками.

Однако, несмотря на зловещую экспансию  сомнительных западных ценностей и западного образа жизни с его соблазнами, с его растлевающим поклонением всему механическому, еще сохранились люди, для которых есенинская «песня» – не пустой звук, а источник народной мудрости, любви к родине, кладезь образов, затрагивающих самые потаенные струны души, голос самой природы, как будто специально породившей этого изумительного поэта для выражения «неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия» (М.Горький).

                                        
                                            ИСТОКИ.

Когда пишут о детстве С.Есенина, обычно акцент делают либо на испытанном в юные годы влиянии «чуждого» религиозного мировоззрения, сказавшегося затем в творчестве поэта, либо на том добром, положительном, «что способствовало пробуждению у Есенина поэтической фантазии, интереса к народным песням, легендам и сказкам, любви к природе…». И почему-то совсем не говорится о трагедии, пережитой поэтом в ранние годы, о нанесенной ему психической травме. Между тем для уяснения специфики творчества Есенина это имеет первостепенное значение.

Дело в том, что с рождения С.Есенин рос в обстановке нескончаемых ссор и скандалов, а с четырех лет вообще воспитывался без отца  и матери. Татьяна Федоровна, требовавшая от мужа развода, жила в Рязани, Александр Никитич – в Москве. Сергея родители отдали на воспитание дедушке и бабушке по линии матери… Сергей, отмечает старшая сестра поэта, Екатерина, «не видя матери и отца, привык считать себя сиротою, а подчас ему было обидней и больней, чем настоящему сироте». Живя в доме деда, мальчик ощущал себя бесконечно одиноким. Уйдя в себя, он мечтал о том времени, когда родители вызволят его из кромешного ада. Поскольку ожидание длилось слишком долго, а «любящие» отец и мать, занятые выяснением отношений между собой, не спешили забрать к себе сына, постепенно вера ребенка в родительскую любовь была разрушена…

Когда Есенину было девять лет, после многих лет разлуки, родители помирились. Пять лет требовавшая развод Татьяна Федоровна, но не добившаяся согласия мужа даже на получение паспорта, «вынуждена была вернуться к нему», как свидетельствует Александра Есенина. Однако, по словам старшей из сестер, «мать вернулась в дом Есениных, но мира не наступило…»

В возрасте девяти лет Есенин снова стал жить под одной крышей с родителями. Точнее, с матерью и бабушкой по линии отца, поскольку Александр Никитич находился в Москве (работал в мясной лавке), бывая в Константиново лишь наездами. Дети чувствовали себя в родительском доме дискомфортно.

Непонятны и странны были матери духовные запросы сына, его тяга к книгам. Жадность юного Есенина к чтению раздражала ее.

После окончания школы начинается трудовая жизнь. Сына забирает в Москву отец, где будущий поэт работает вместе с ним в мясной лавке. Родители хотели, чтобы он поступил в институт и стал учителем. Сам же Есенин связывал свое будущее исключительно с поэзией. Стычки с отцом, происходившие на этой почве, подтолкнули молодого человека к решению уйти из-под родительской опеки и начать самостоятельную жизнь. Поругавшись с отцом, он устраивается на работу в типографию И.Д.Сытина.

Решение сделать из своего сына учителя явилось последней попыткой  родителей повлиять на жизненный выбор С.Есенина. Однако ничего у них не получилось. Познавший радость вдохновения и муки творчества поэт был готов дойти до последнего предела, чтобы осуществить свою мечту. Наметившийся духовный рост деревенского парнишки, «до костей… пропахшего степной травой и пришедшего в город с пустыми руками, но… с полным сердцем и не пустой головой» и решившего покорить Россию, с каждым годом все больше отдалял его от родителей.

В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин описывает одну из своих поездок в деревню. Поэт не может распознать «отцовский дом», так как он там не был много лет. Гость просит случайного прохожего: «Укажи, дружок, где тут живет Есенина Татьяна?» Прохожий оказывается его родным дедом. Поэт не узнает его. Он всех забыл, и его все забыли.

О разладе с матерью рассказывают такие произведения поэта, как «Письмо от матери», «Ответ», «Метель». Письмо, полученное из деревни, повергает поэта «в жуть». Мать не пытается понять духовные запросы сына, ее письмо выдержано в стиле осуждения:

Мне страх не нравится,
Что ты поэт, –

пишет она. Эти слова повторяются дважды. Смысл жизни сына, заключающийся в творчестве, непонятен матери. Она считает, что не стихи ему следовало бы писать, а ходить «в поле за сохою», растить детей.

В стихотворении «Ответ» звучит уверенность, что мать никогда не поймет, «чем он живет и чем он в мире занят». В «Ответе» и в «Метели» появляются образы смерти.  В «Ответе» воспоминание о матери навевает на поэта мысли о собственных похоронах:

Захочешь лечь,
Но видишь не постель,
А узкий гроб
И – что тебя хоронят.

В «Метели» поэт чувствует «близость похорон». И «Ответ», и «Метель» роднят образы вьюги, метели. И в то же время в стихотворении «Письмо матери» поэт пробует нарисовать идиллию родственных отношений между автором и адресатом письма. Он изображает мать милой «старушкой», тоскующей о сыне, переживающей за его судьбу. Успокаивая ее, Есенин сообщает, что с ним ничего не может случиться, что «он не такой уж горький… пропойца, чтоб …умереть», не повидав мать. Поэт пытается уверить ее (и себя заодно), что он ничуть не изменился («По-прежнему такой же нежный») и «мечтает только лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький … дом».

Мать предстает в стихотворении как «единственная помощь и отрада… несказанный свет» поэта.

Вот такой противоречивый образ матери создал С.Есенин. И этот образ во многом соответствует драматическим обстоятельствам его личной жизни.