Вторник, 19.03.2024, 10:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Александр Иванович КУПРИН

Александр Иванович КУПРИН

 

(1870-1938)

  

 

ПЛАН

 

1.              Биографические сведения.

2.               Столкновение естественной человеческой красоты и безобразия мира современной цивилизации в повестях «Молох» и «Олеся».

3.              Быт военной среды в повести «Поединок».

4.              Неистребимая сила искусства в рассказе «Гамбринус».

5.              Трилогия о любви: «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Яма».

6.              Послеоктябрьское творчество А. Куприна.

 

Биография Александра Ивановича Куприна похожа на роман приключений. Он много странствовал по России, выполняя самую разнообразную работу.

Куприн происходил из семьи обедневших татарских князей. В 1873 году поступает в кадетский корпус. Здесь он проведет 12 лет. После окончания служит юнкером. Первый его рассказ опубликован в 1889 году. Он назывался «Последний дебют».

С начала 90-гг. сотрудничает с провинциальными газетами. Испытал себя во всех жанрах журналистики. Любимым его жанром стал очерк. Он давал возможность для воплощения хорошо знакомого материала, для создания живых характеристик.

Повесть «Молох» стала завершением его ранних поисков. Молох - имя идола древнееврейского племени аммонитян. Молох - кровожадный бог, которому приносили в жертву людей. У Куприна Молох - символ капитала, который уродует людей нравственно и физически. Куприн осуждает мир капитала, основанный на рабском труде. Главный герой повести инженер Бобров не приемлет мира капиталиста Квашнина. Но протест его гаснет, не начавшись. Он осознает весь ужас жизни на заводе, но сделать что-либо не в состоянии.

Куприн старается определить для себя положительный идеал. Таким идеалом становится понятие «естественной жизни». Оно понимается не только как близость к природе. Естественное, - значит, лишенное лжи, корысти, фальши, основанное на честном труде, уме и доброте. Он много пишет о жизни бродячих артистов, нищих, рыбаков. И здесь вырисовывается основной конфликт его рассказов -  столкновение естественной человеческой красоты и безобразия мира современной цивилизации.

В 1998 г. написана повесть «Олеся».  Схема повести традиционна и весьма характерна для Куприна. Главный герой повести - начинающий писатель. Он отправляется в глушь Полесья. Развертывается совершенно пушкинская романтическая ситуация: рассказчик встречает в лесу дикарку и влюбляется в нее. Олеся оказывается внучкой колдуньи. Любовь героя завершается трагически. Убедив девушку в том, что она может жить в мире людей, а не в лесу, он вынуждает ее выйти к людям. Но Олеся сталкивается здесь с человеческой жестокостью и невежеством. Ее избивают поселяне. Герой повести - своеобразный «лишний человек». Он отвергает законы своей среды, но до конца преодолеть их в себе не может.

Расцвет Куприна приходится на середину 900-х годов. В 1901 г. он приезжает в Петербург. Его рассказы ценят Чехов и Толстой. Он становится членом товарищества «Знание».

В 1905 г. закончена повесть «Поединок». В ней изображается быт военной среды. Главный герой повести молодой офицер Ромашов. В начале повести он страстный мечтатель, живущий помыслами о военной карьере и красивой жизни. Но со временем его взгляд трезвеет, он сталкивается с пошлостью. Он приходит к мысли о бессмысленности военной службы. Для человека существуют три  настоящих призвания: наука, искусство и физический труд. Куприн приводит героя к мысли о несправедливости мира. Особенно это становится ясным после того, как Ромашов становится свидетелем гибели солдата Хлебникова, не вынесшего издевательств. Ромашов погибает на дуэли.

В 1907 г. написан рассказ «Гамбринус».  Герой рассказа - одесский еврей-скрипач по имени Сашка. Он становится жертвой погромщиков-черносотенцев. Держать смычок в руках он уже не может. Но возвращается в кабачок, чтобы играть своим друзьям-рыбакам на дудке. В рассказе мы видим утверждение ничем не истребимой  силы любви к искусству. Искусство вечно: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и победит». «Гамбринус» - последний рассказ на остросоциальную тему. После него Куприн становится певцом любви.

В рассказе «Анафема» (1913) дьякон вместо анафемы провозглашает здравицу Льву Толстому.

В 10-е гг. он создает своеобразную трилогию о любви: «Суламифь», «Гранатовый браслет», «Яма».

 «Суламифь» написана по библейским мотивам, а именно по «Песне песней Соломона». Царь Соломон оставляет свою жену - царицу Астис, жрицу храма Изиды. Он полюбил бедную девушку из виноградника. Рефреном звучит основная мысль: любовь сильна как смерть. Она оберегает человечество от вырождения.

В 1910 г. написана повесть «Гранатовый браслет» - самая известная из купринских повестей. Сюжет имел реальную основу. Это была история безнадежной любви мелкого виленского чиновника к жене члена Государственного Совета, губернатора. Д.И.Любимова. Герой рассказа, телеграфист Желтков любит княгиню Веру Николаевну Шеину. Эта любовь не оставляет других интересов в его жизни. Желтков кончает с собой. Умирая, он благодарит за то, что та была единственной радостью в его жизни.

Любовь раскрывается в музыкальном ключе. Сквозная музыкальная тема - вторая (Лунная) соната Бетховена. Соната воспринимается как молитва о любви. В рассказе присутствуют другие символические образы - гранатовый браслет, фраза «Да святится имя  Твое», шесть тактов бетховенской сонаты.

Повесть «Яма» (1914)  раскрывает тему продажной любви. Куприн ставит вопрос, кто виноват в страшном зле проституции? Автор изображает искалеченные судьбы девушек из публичного дома - Жени, Тамары, Маши. У каждой свой путь, но все судьбы похожи.

Вину за проституцию Куприн возлагает на все Российское общество, на процветающую человеческую алчность, на коррупцию. Торговля человеческим телом - одна из темных сторон буржуазного общества.

В романе изображен журналист Самсонов - бытописатель дна русского общества. Он говорит о том, что жизнь страшна обыденностью совершающегося в ней зла. Зло становится привычным и поэтому непреодолимым. Выхода из этой ситуации он не видит.

Повесть распадается на несколько самостоятельных линий:

1. История самоубийства Жени, заболевшей венерической болезнью. Женя в отчаянии мстит всему миру, заражая болезнью всех своих посетителей. Такая месть оборачивается трагическими последствиями.

2. История торговца человеческим телом Семена Яковлевича Горизонта.

3. История Тамары. Ее протест выразился иначе. Она встала на путь воровства.

В «Яме» купринский реализм близок к натурализму. Повесть состоит из отдельных сцен, портретов, деталей. Но общая логика характеров отсутствует. Дается упрощенная схема. Общая купринская мысль остается неизменной: смысл и красота - в природе, зло - в цивилизации. Общее настроение Куприна - человечность. Он утверждает высокое назначение человека в мире. Он говорит о силе духа и чувств человека.

В 1907 г. под влиянием Толстого написан рассказ «Изумруд». Это рассказ о лицемерии и жестокости человеческого мира.

Очерки «Листригоны» посвящены крымским рыбакам, образцам смелости, силы характера и чистых помыслов.

Реализм Куприна - это прежде всего предельная точность и достоверность изображения. Куприн - зоркий художник, знающий и точно описывающий реальный мир.

После Революции Куприн работает с Горьким в издательстве «Всемирная литература». Переводит Шиллера. В 1919 г. эмигрирует в Финляндию, потом во Францию. С 1920 г. живет в Париже. Эмигрантский период не был плодотворен. Чувство оторванности от Родины и грустный взгляд в прошлое не покидало его. В эмиграции написаны два крупных его произведения. Одно из них - «Жанетта» (1933), книга об одиночестве человека, утратившего родину. И даже любовь к прекрасной француженке не может скрасить тоску.

В 1932 г. - написан мемуарный роман «Юнкера». В нем воспроизводятся события жизни в Московском Александровском училище.

В 1937 г. Куприн возвращается на Родину. Умер писатель в 1938 г.

2