Воскресенье, 20.08.2017, 01:16
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7532
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Начало модернизма

Начало модернизма


Модернизм является общеевропейским эстетическим движением. В переводе с французского слово moderne обозначает новый, новейший. Культурное движение конца ХIХ–начала ХХ века противопоставило себя традиции ХIХ века. Главным параметром противопоставления был иррационализм, т.е. неверие в силу разума, недоверие к рациональным компонентам искусства.

Путь русской литературы лежал от идеализма романтиков начала века через материализм середины века к иррационализму рубежа веков. Романтики опирались на философскую систему замечательных немецких философов, в первую очередь Шеллинга. В середине века стал быстро распространяться материализм, в первую очередь благодаря Фейербаху. Большое влияние имел позитивизм Огюста Конта, который считал, что опорой философии должно быть естествознание.

В русской литературе ярким воплощением материалистических взглядов стал литературный образ Базарова. В жизни вождями новой молодежи стали Некрасов, Салтыков-Щедрин, Писарев, Чернышевский, Добролюбов. Большое впечатление на русскую интеллигенцию произвела диссертация Н.Г.Чернышевского «Об эстетическом отношении искусства к действительности».

В 1974 году юный философ Владимир Сергеевич Соловьев защитил диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивизма». В это время Соловьеву исполнился 21 год. Соловьев изменил направление мысли русской мыслящей интеллигенции. Он восстал против засилья взглядов материалистов и позитивистов. Соловьев прожил недолгую жизнь (1853–1900), но он создал всестороннюю систему религиозной философии, он стал вторым после Чаадаева выдающимся философом-мистиком.

Следуя Платону, Соловьев считал, что земной, эмпирический мир, мир вещей представляет собой крайне несовершенное, испорченное отражение абсолютно прекрасного, божественного гармоничного мира потустороннего мира вечных идей. Основой системы Соловьева стало двоемирие.

Важное место в его системе занимала идея Вечной женственности. Соловьев и его последователи часто писали эти слова по–немецки: das Ewig Weibliche. Этот образ заимствован из трагедии Гете «Фауст». Иногда Соловьев называл ее Софией, иногдаЖеной облаченной в солнце. Этот образ взят из Апокалипсиса, заключительной книги Библии: «И явилось на небе великое знамение – жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд».

Мистик верит в возможность общаться с иным миром. Такой способностью обладают в минуты экстаза глубоко верующие люди и поэты. Свое общение с «Женой, облаченной в солнце», Соловьев описал в небольшой поэме «Три свидания».

Соловьев был не только философом-мистиком, но и поэтом. Он был близок к поэтам-неоромантикам рубежа веков. Взгляды Соловьева в поэтической форме особенно наглядно выразились в ставшем известном стихотворении:

Милый друг, иль ты не видишь,

Что все видимое нами,

Только отблеск, только тени

от незримого очами?

 

Милый друг, иль ты не слышишь,

Что житейский шум трескучий –

Только отклик искаженный

Торжествующих созвучий?

 

Милый друг, иль ты не чуешь,

Что одно на целом свете –

Только то, что сердце к сердцу

Говорит в немом привете?

Наряду с Тютчевым, Фетом, Баратынским, Соловьев подготовил своим творчеством модернизм рубежа веков.

Другим поэтом–предшественником литературы рубежа веков стал Константин Константинович Случевский (1837–1904). Он был глубоким пессимистом, одна из главных тем его – бессилие ума. Если человек сохраняет свой рассудок, от этого ему еще тяжелее – он еще острее осознает собственный конец и бессмысленность жизни.

Он делает круги в струях водоворота,

Бессильный выбраться из бездны роковой,

Без права на столбняк, на глупость идиота,

И без виновности своей или чужой!

 

Ему дан ум, чтоб понимать крушенье,

Чтоб обобщать умом печали всех людей

И чтоб иметь свое, особенное мненье

При виде гибели, чужой или своей!

Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866–1941) был провозвестником и активным участником всего модернистского  движения. В 1992 году вышла в свет книга его стихов «Символы». Под ее влиянием пришедшие чуть позднее поэты стали называть себя символистами. В этом же году он прочитал цикл лекций «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Под эти названием была напечатана его статья. Мережковский говорил, что традиции классической литературы исчерпаны. На смену ей должна прийти новая литература, основанная на иных принципах: опоре на символ, религию и расширенную художественную впечатлительность. Вместе со своей женой Зинаидой Николаевной Гиппиус, крупным поэтом и критиком, он стремился утвердить интерес к новому религиозному сознанию. В 1901 г. они сумели организовать общество под названием «Религиозно-философские собрания в Санкт-Петербурге». Оно объединило людей – деятелей культуры, церкви, писателей, философов– которые превыше всего ставили вопросы веры.

Мережковский и Гиппиус создали новый журнал, ставший знаменем символизма – «Новый путь». Он стал центром литературной жизни Петербурга и России.

Мережковский  подверг пересмотру всю русскую литература под углом зрения религиозности. Он написал много статей о русских писателя. Одно из наиболее серьезных исследований – монография «Толстой и Достоевский». Оба великих писателя показаны как явления близкие и в то же время противоположные друг  другу. Если Толстой – художник, раскрывший телесную природу человека, то Достоевский  явился гением, изобразившим глубину духовной жизни.

Десять лет писалась трилогия «Христос и Антихрист». По замыслу писателя, в ней присутствует два плана: собственно исторический и религиозно–мистический.  Каждый из составивших ее романов имеет два заглавия. Первый роман – «Смерть богов (Юлиан Отступник)», второй роман «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и третий роман – «Антихрист (Петр и Алексей». Вечная борьба между Богом и дьяволом, христианством и язычеством, добром и злом – главная проблема трилогии.

Романы принесли автору известность. Это были в подлинном смысле символистские романы:  исторические события рассматривались как отражение трансцендентальных сил – борьбы дьявола против Бога. Романы воплотили все особенности поэтики символизма. Сюжет не был последовательным, повествование дробилось, движение времени то ускорялось, то замедлялось. Так начиналась проза модернизма. В прозе Мережковского намечены все основные мотивы и темы новой литературы.

Основными темами поэзии Мережковского являются – Небо и Земля, Человек и Бог, Жизнь и Смерть, Конец мира, Место России в мире и истории. Важнейшие мотивы поэзии Мережковского: Закат, Зеркало, Вода, Огонь, Движение по кругу, Движение над бездной, Приближение конца мира – Апокалипсис.

Критики выдвигали и упреки в адрес Мережковского. Главные из них – амбивалентность добра и зла, к морали, любование жестокостью, цинизм, болезненное тяготение к эротике, схематизм изображения реальной истории.

К числу известных произведений относятся также исторические романы «Александр I» и «14 декабря», исторические драмы «Павел I» и «Царевич Алексей». В 1914 году вышло полное собрание сочинений писателя в 24-х томах.

В 1920 г. эмигрировали. В Париже вели интенсивную литературную жизнь, организовав кружок русских литераторов под название «Зеленая лампа».

2