Вторник, 19.03.2024, 08:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7558
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Мистика

Мистика

В булгаковском произведении много того, что мы называем мистикой. Автор неоднократно подчеркивает неизбежность и предопределенность встречи Мастера и Маргариты. «Она несла желтые цветы… Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась… – рассказывает Мастер Ивану Бездомному. – По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного…

Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…
И, вообразите, внезапно заговорила она:
– Нравятся ли вам мои цветы?
Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос… Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:
–Нет.
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!». Она тоже «утверждала впоследствии, что… любили мы… друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…
… она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.
Да, любовь поразила нас мгновенно!».

Тема предопределенности, судьбы, рока, нашедшая отражение в романе «Мастер и Маргарита», имеет огромное значение. Автор считает, что человеческими жизнями движет власть неподсудных людям стечений обстоятельств. Люди могут и должны проявлять активность, какую проявляют созданные писателем герои, в частности Иешуа, но ни к каким кардинальным переменам эта активность не приведет, упираясь в не поддающуюся изменениям человеческую природу. Спустя 1900 лет Иешуа, принявшего мученическую смерть в искупление грехов человечества и имевшего, по версии Булгакова, всего одного ученика, да и то не вызывающего симпатий у читателя, объявляют выдумкой и мифом. Человечество, по Булгакову, не может быть счастливым. Но и личное счастье тоже невозможно. Или, по меньшей мере, весьма кратковременно. Для мастера счастливый период жизни ограничивается временем написания своего романа, для Маргариты – временем общения с мастером.

Еще более сомнительно обретение счастья в потустороннем мире. «Вечный» «покой», дарованный мастеру и Маргарите, – это никак не счастье, а пародия на него. Достаточно представить на миг это «вечное» повторение одного и того же, что ждет героев и отчего в обычной жизни люди рано или поздно сходят с ума, – чтобы убедиться в правильности такого предположения.

Даже всесильный Воланд не в состоянии что-либо изменить в сложившемся миропорядке. Постращав отдельных пройдох и приспособленцев, он покидает Москву в ее прежнем состоянии.