Воскресенье, 20.08.2017, 05:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7532
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Сайт Александра Лагуновского

Художественная система, творческий метод, направление, течение

ПОНЯТИЕ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИТСТЕМЕ, ТВОРЧЕСКОМ МЕТОДЕ, НАПРАВЛЕНИИ, ТЕЧЕНИИ И СТИЛЕ В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ

ПЛАН

1. Понятие о художественной системе в современном литературоведении.
2. Понятие о творческом методе в современном литературоведении.
3. Понятие о течении и направлении.
4. Понятие о стиле. Уровни стилистической общности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков И. Теория литературы. С. 141-163.
2. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1998.

При изучении историко-литературного процесса очень важно определить понятие об основной и наиболее широкой форме художественного развития, по отношению к которой все остальные художественные образования выступают как её разновидности. В последние три десятилетия за такой формой исторического развития литературы в нашем литературоведении все более закрепляется термин художественная система.
В целом понятие художественной системы в его наиболее широком значении можно определить как специфически художественную разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности, обладающую своими содержательными компонентами и своими самыми общими особенностями художественной формы. В истории мирового искусства это такие художественные образования, как античная классика, искусство средневековья, гуманистическая литература Возрождения, классицизм, литература Просвещения, романтизм, реализм, модернизм, неомодернизм, постмодернизм. Каждое из этих художественных образований сложилось на основе предшествовавшего художественного опыта в результате его существенного обновления в рамках своего типа духовно-практического освоения мира, имеет свою содержательную структуру, свои особенности художественной формы и составляет качественно новое образование в мировом художественном развитии.
Конечно, названные художественные системы далеко не исчерпывают
всех системных образований в истории мирового искусства. Но они достаточно определённо характеризуют наиболее широкую форму системного образования в мировой литературе. При этом имеется в виду, что каждое художественное явление внутри художественной системы – произведение, творчество художника или особой группы художников – имеет системный характер. С другой стороны, неправомерно распространять понятие «системы» на более широкий круг художественных явлений, например. На всю художественную литературу какой-то исторической эпохи или на всю национальную литературу. Литература эпохи состоит из разнородных художественных явлений, включает в себя разные художественные системы – и в мировой литературе, и в отдельных  национальных литературах. Конечно, эти художественные системы не изолированы друг от друга, находятся во взаимодействии и противодействии, существуют переходные явления. Поэтому можно говорить о совокупности художественных систем той или иной эпохи, об их взаимосвязи, но не о структурном единстве, не о целостности всей литературы эпохи.
Другое дело, что какая-то художественная система в данную эпоху занимает особо важное место в национальной художественной культуре или в ряде национальных художественных культур. Она порождается этой эпохой и в наибольшей мере отвечает её духовным запросам, например, романтизм для первой трети 19 века в европейской литературе, реализм для второй половины того же столетия.  При этом, однако, важно учитывать, что каждая художественная система общечеловеческой значимости способна удовлетворять определенную духовную потребность и вне своей эпохи и поэтому может развиваться и далее наряду с более поздними художественными системами, особенно если они оказываются не в состоянии удовлетворить эту потребность.
Понятие о творческом методе в литературе было заимствовано из других областей общественного сознания и деятельности, сначала из науки, затем из философии. Это вызывало и особенно вызывает в настоящее время отрицательное отношение к этому понятию как чужеродному для науки о литературе. Такое отношение ко понятию метода вполне оправдано для тех случаев, когда его значение из другой области сознания и деятельности прямолинейно переносится на литературу и искусство в целом. Такой перенос приводит к искаженному представлению о художественном творчестве и является действительно чужеродным для литературоведения.
Задача теории литературы и искусства в целом состоит в том, чтобы выработать собственно литературоведческое определение метода.
Мы остановимся на определении, предложенном И. Волковым
Метод – это тот или иной тип духовно-практического опыта людей, творчески освоенный писателем в качестве первоосновы своего художественно-творческого воспроизведения жизни, в качестве абсолютного принципа, через призму которого писатель перерабатывает всё, что оказывается в сфере его творческого восприятия.
Художник не просто воспроизводит тот или иной тип общественных отношений в какой-то системе типических образов. Прежде чем это сделать, он всей своей жизнью впитывал в себя определенный опыт общественного бытия, претворяя его в принцип художественно расширенного воспроизведения мира, в «строй души» своей и своего художественного творчества.
Поскольку формирование художественного метода происходит в творческой практике художника, постольку оно индивидуально неповторимо. Но так как первоисточником творческого метода для ряда писателей является один и тот же тип духовно-практического опыта людей, то исторически складывается единство метода этих писателей. Общая методологическая основа художественной системы.
Всякий новый творческий метод возникает вместе с образованием новой художественной системы как сердцевина её художественно-творческого содержания. Поэтому у каждой художественной системы свой метод: и у литературы античной классики, и у литературы Возрождения, и у классицизма, и у реализма, и у всякой другой системы в мировой литературе.
Единство метода предполагает достаточно широкое, хотя и не безграничное, многообразие конкретного художественного содержания и формы внутри системы. Иначе говоря, на общей методологической основе создаются произведения со своим конкретным содержанием и своими особенностями формы, тем самым каждое художественное произведение, творчество каждого писателя вносит свой неповторимый вклад в художественную систему.
Но при всей неповторимости творческих индивидуальностей внутри художественных систем складываются особые разновидности по своим общим признакам. Для исследования этих разновидностей более всего подходят термины «течение», «направление», «стиль».
Течение – это общность художников на основе единства социально-идеологической позиции, поскольку она нашла выражение в содержании их художественного творчества. Например, в русской реалистической литературе можно выделить течение дворянской революционной демократии (Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский), либерального дворянства (Тургенев, Гончаров), патриархального крестьянства (Л. Толстой). В западноевропейской реалистической литературе можно выделить по тому же признаку мощное буржуазно-демократическое течение (Стендаль, Золя, Р.Роллан, Теккерей, Диккенс и др.), революционно-демократическое (Беранже, Гейне), пролетарско-социалистическое (Веерт, Фройлиграт, Потье и др.).
Литературное направление представляет собой единство творчества писателей по общему типу художественного содержания, прежде всего в зависимости от того, в чём, в какой стороне жизни художник видит основной, высший смысл человеческого существования или, напротив, корень, причину бед и мучений человека.
Например, в художественной системе Просвещения XVIII века писатели-просветители достаточно определённо делятся на два направления. Одни из них видели высшее выражение естественной природы человека в разуме, в сознании человеком своей естественной добродетели (Филдинг, Дидро, Лессинг) другие – в чувстве (Гольдсмит, Руссо, Грез, немецкие штюрмеры). Первое направление историки искусства обычно называют собственно просветительским, а второе – сентиментализмом.
В реалистической литературе 19 века также вполне отчетливо проявились две разновидности, два особых направления по преобладанию в них определенных типов художественного содержания. Одни реалисты сосредоточивают свое внимание преимущественно на внешней стороне человеческого бытия и дают прямую, часто сатирическую критику социального положения людей; их имущественных отношений, нравов той или иной общественной среды (например, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Бальзак, Золя). Другие же ставят в центр внимания судьбы духовно богатых личностей; их стремления к лучшей жизни и их собственные возможности на этом пути (например, Тургенев, Чернышевский, Толстой, Стендаль, Диккенс).
При этом необходимо иметь в виду, что художники, стоящие на одной социально-идеологической позиции, то есть писатели одного течения, могут входить в разные художественные направления (например, революционный демократ Салтыков-Щедрин по своему открыто критическому  пафосу стоит в одном ряду с Гоголем, Бальзаком, Теккереем, которые были далеки от революционно-демократической позиции, а наиболее последовательный революционный демократ Чернышевский благодаря своему особому интересу к положительным возможностям людей образует направление с либеральным дворянином Тургеневым и патриархально-крестьянским писателем Л. Толстым).  И ещё в большей мере надо учитывать, что писатели разных течений и направлений составляют одну художественную систему, в данном случае – реалистическую.
В литературном процессе мы постоянно наблюдаем повторяемость многих его элементов. Эту повторяемость мы замечаем, сравнивая в частности творчество писателей, принадлежащих к одной художественной системе. Мы обнаруживаем в их произведениях сходство самых общих особенностей содержания, а следовательно, и формы всей художественной системы. Поэтому и говорим, например, о стилевой общности классицизма, романтизма, реализма и т.д. Но в ещё большей мере выявляется стилистическая общность литературного направления внутри художественной системы, обусловленная общностью содержания и жанровым своеобразием литературного направления. Например, очевидна стилевая общность творчества И. Анненского и А. Блока как представителей символистского направления в русской модернистской литературе. Она проистекает из идеалистического миропонимания обоих художников, стремления к полной свободе личности, с представлением о том, что искусство выше «пошлой» реальности и, конечно, с использованием символа как ключевого тропа при создании художественных произведений.
Свои стилевые особенности создают и литературные течения внутри художественных систем.
В целом же, в своей законченности, стиль создается тогда, когда стилевые особенности и всей художественной системы, и литературного направления, и литературного течения преломляются в творческой индивидуальности писателя. Стиль писателя  - это основные художественные и идейные особенности, присущие его творчеству (круг характеров и сюжетов, своеобразие языка и т.д.). Стиль писателя неразрывно связан с только ему присущим талантом, жизненным опытом, культурным кругозором, особенностями речи.
В новейшую эпоху убыстрения исторического движения настолько повышается интенсивность жизни личности, что ранее устойчивые, неизменные её характеристики – индивидуальность, тип мышления, ценностная ориентация – в течение творческой жизни художника иногда столь существенно меняются, что индивидуальный художественный стиль членится и обретает новую степень общности – стиль периода творчества. Например, стиль есенинских произведений первых послереволюционных лет и стиль его позднейших произведений настолько различаются между собой, что может показаться, будто их создавали совершенно разные люди.
В новейшую эпоху у гениальных художников столь интенсивно протекает духовная жизнь, что стилистическая целостность и неповторимость возникает также у отдельного художественного произведения, обретающего стилистическое своеобразие по отношению к другим шедеврам того же художника. Этот уровень стилистической общности называется стилем произведения. Например, стиль «Поднятой целины», других произведений Шолохова и «Тихого Дона» настолько различаются, что этот факт некоторые исследователи используют для того, чтобы обвинить писателя в плагиате.
В XX веке возник ещё один слой стилистической общности: стиль элемента произведения, предполагающий стыковку в пределах одного художественного произведения стилистически разнородных элементов
( «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго», «Печальный детектив»).